Отчет о пеше-водном походе IV категории* сложности по высокогорному массиву Буордах, хребет Черского (Якутия)

Даты: 17.07.2008-14.08.2008

Маршрут:

оз. Бугачан - р. Чукча - пер. Новосибирский (1А) - р. Буордах - пер. Озерный (1Б) - р. Чачагырас - пер. Связующий ложный (???) (1Б) - р. Кюрэтэр - лед. Кюрэтэрский - р. Кюрэтэр - пер. Кюрэтэрский (1Б*) - лед. Обручева - лед. Сумгина - пер. Шатер (1Б*) - лед. Лекэр - пер. II съезда РСДРП (1Б*-2А) - лед. Салищева - р. Люнкидэ - руч. Косматый - лед. Шнейдерова - пер. Красноярова (1Б*) - р. Буордах - пер. Буордахский (н/к) - р. Дарпир - оз. Бугачан - руч. Каска - пер. Хангас (н/к) - р. Харон - р. Хангас - р. Укун - пер. Укун (н/к) - р. Галечный - р. Сахынья - р. Андагачан - сплав до Колымской трассы

Участники:

Сергей (serge_g) Гаврилов - рук
Петр (PETRiK) Колчин
Вячеслав (Sla) Якунин

Снаряжение:

Заброска/выброска:

Карты:

Время:

Дневник

17.07.2008

Весь день провел на работе. Все успел завершить. Отпуск предполагается длинным. Дособирался вечером. Получился тяжеленный рюкзак и еще баул с лодкой. На вокзал вышли с Наташей в районе 22-00, надо же попить пива с друзьями перед отъездом. Наш поезд на Москву в 00-20. На вокзале встречаюсь с Шуриком, Ларисой. Потом подтягиваются и Рома с Аленой. Пьем пиво в баре "Тамбур" по традиции. Вскоре приходит Серега. Рюкзак у него еще больше чем у меня. Заняли почти половину бара. Но время к отъезду идем на перрон. Там встречаемся с Петей, его рюкзак монументален (блин, 45 кило). Едем на боковых, но друг над другом. Допиваем пиво на перроне, друзья подталкивают поезд, чтобы быстрее шел, льет проливной дождь. Все к удаче. Заваливаемся спать. Завтра длинный день.

18.07.2008

В Москве в районе 9-00. Легкая муть в голове от душного вагона и тяжесть на спине. Базар-вокзал. Плетемся к метро, думаем успеть на аэроэкспресс в Шереметьево, но постепенно прощаемся с этой надеждой. Расстаемся с Наташей в переходе под площадью трех вокзалов, ей ехать в Чебоксары. Без слез не обошлось. Мы же спускаемся в метро, цепляя веслами штукатурку с потолка и коробки дверей в метрополитене. Ехать не комфортно, обилие груза стесняет. Добираемся до станции Речной Вокзал и садимся, отстояв очередь на 851 автобус, что идет в Шереметьево. Движение на Ленинградском плотное, но пробок нет, так что довольно быстро добираемся до аэропорта. Петя хочет есть, съедаем по шаверме с пивом и банку кильки. Готовят долго. Пока ели, началась регистрация. В целях экономии веса одеваемся потеплее и утяжеляем фотосумки. Но перевес велик: 60 кг на всех. Приходится уплатить по 250 р. за кило. Сумма впечатляет – 14290р (кстати: Шереметьево-1 лояльно к ручной клади, ее не взвешивают. Надо было брать кулек с колбасой с собой). Проходим на посадку, самолет не готов, и рейс задерживают. Наконец подают автобус и везут к самолету, но садится в него не дают и долго душат. В Москве в этот день жарко. Наконец мы рассаживаемся в кресла и еще около часа ждем своей очереди на взлет. И вот мы в пути. На борту тухло – пиво не продают, но кормят хорошо. 4 часа летим до Новосибирска, там в зале транзитных пассажиров отличный магазин с пивом (в магазе еще есть отличные жвачки из смолы), выпиваем по паре банок в аэропорту и еще берем по паре с собой. Где-то в это время наступает 19 число.

19.07.2008

До Магадана еще 5 часов лету. Начинаем вырубаться, но спать не удобно: ТУ-154 - тесная машина. В полубреду, мешая сон с явью, встречаем рассвет. Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги. Видны сопки, русла рек, мари, наледи. Погода ясная. Самолет задерживается примерно на 2 часа, и похоже, что это нормально и даже закономерно. В итоге в районе 11 часов утра по местному прибываем в Магадан с двухчасовым опозданием. Взлетная полоса выложена квадратными железобетонными плитами, длинная, но довольно тряская (местные с гордостью рассказывали нам, что взлетно-посадочная полоса сделана с подогревом). Но это нормально. До здания аэровокзала едем на антикварном автобусе из 70х - грузовик с прицепом, в котором располагаются пассажиры. На вокзале нас встречает уже порядком заждавшийся Илья. Все рады встрече. Получаем багаж и при помощи слегка обалдевшего от количества кутулей Ильи (он называл их шмурдяком) загружаем все в машину. Несмотря на подозрения, что все может не влезть, красный Nissan Safari оказывается супер-вместительным. Кроме наших мешков в него влезает 50л канистра для топлива, дополнительная запаска, куча инструмента и Илюхино снаряжение. Правда два рюкзака пришлось взять в салон, но это пустяки.

Мчим в Магадан. От аэропорта до города – 50км асфальта, По дороге Илья рассказывает об округе, проводит мини-экскурсию. В Магадане у нас есть один день чтобы докупить недостающий хавчик и определится с газом или бензином. Илья привозит нас на квартиру к еще одному нашему хорошему знакомому Павлу. Квартира находится в доме на улице Коммуны и окнами выходит на Нагаевскую бухту; через окна можно наблюдать, как по утрам туман с моря атакует город и тает от его тепла. На квартире мы оставляем вещи и едем по закупкам. Вскоре оказывается, что нормального газа в городе не найти, а есть только китайский дихлофосный.. Но качество его мы подвергаем сомнению и решаем брать бензин. Но опять же натыкаемся на ту же проблему – бензина-галоши нет!!! ПРОБЛЕМА! На чем торчать? Объехали полгорода, в крупных магазинах только растворитель. Но, слава Богу, нашли в каком-то отдельчике маленького хозяйственного магазина. На радостях берем 6 литров и едем за провиантом.

В тот момент когда надо было подсчитать количество бомж-пакетов, на нас находит страшный коматоз от усталости и мозг засыпает. В итоге дико тупим при закупке провианта, Илья терпеливо и понимающе ждет (спасибо ему!), хотя мы уже изрядно выбиваемся из графика, и у него имеются какие-то свои дела. Так или иначе, закупки закончены. Едем на квартиру, где прощаемся с Ильей до 6-00 утра – время назначенного старта. Сейчас около 17-00, а ему надо еще перед пробегом до Усть-Неры менять бескамерную резину на камерную, а нам доупаковать вещи и попытаться выспаться. Я сыплю макароны и пюре в бутылки, Петя проводит ревизию снаряжения, Серега готовит жратву. Часам к 20-00 все дела переделали, перекусили кое-как и решили пойти в бухту попробовать спирт, который нам достал Паша (спасибо ему!). На закуску берем купленный на рынке кетовый балык и вкусный магаданский хлеб, а на запивку пиво. На берегу вынесенные морем баржи (кстати, они нифига не тех самых «колымских лет», как пел Круг, а гораздо моложе), старый полуразрушенный бревенчатый причал, запах водорослей и довольно много магаданцев на шашлыках, прогуливающаяся вдоль берега девочка с крабом и морская капуста под ногами. Мы встречаем закат, сидя на бревнышке, и разгоняя облака тостами. Довольно быстро приходим в состояние перманентной эйфории, особенно Серега, который превзошел самого себя и окунулся в нирвану уже по дороге, и его поглотил сон сразу по возвращении в квартиру. В этот момент, около 23-00, позвонил Илья и сообщил нам, что у него сорваны шпильки на колесах, и что поездка под угрозой. Высушенный мозг начинает искать решения. Пытаемся разбудить предводителя, но безуспешно. Петя мужественно делает пару звонков и находит таксиста, готового свезти нас в Усть-Неру за 21000 рублей за микроавтобус хоть завтра. На том успокаиваемся и валимся спать. А Илья в этот момент высверливает сорванные шпильки в гараже у своего друга (спасибо ему!).

Вид из окна на бухту Нагаева
Вид из окна на бухту Нагаева
Застройка на берегу бухты
Застройка на берегу бухты
Вероятный скалодром
Вероятный скалодром
Модели
Модели
КПРФ
КПРФ
Золотые задницы на китайском рынке
Золотые задницы на китайском рынке
Музей военной техники
Музей военной техники
Улица в центре Магадана
Улица в центре Магадана
Телевидение
Телевидение

20.07.2008

Проснулись первый раз в 5 утра. Позвонил Илья, у него получилось справиться с проблемами. Но так как он не спал всю ночь, то отъезд перенесли на 11-00, чтобы он мог хоть как то выспаться. Мы же поспали еще до 8-00 и наконец встали окончательно. Закончили неоконченную ревизию. Позавтракали. Серега захотел пить и послал нас за водой. Но было еще очень рано, и мы взяли пива и пошли гулять по Магадану. Присмотрели отличный скалодром у магаданского педагогического училища. Посмеялись от души на китайском рынке, встретили золотые задницы и посетили музей военной техники под открытым небом. По дороге чуть не попали к коммунистам и в милицию, а также посетили аптеку, в которой не было борной кислоты. В 10-30 позвонил разъяренный Серега, который по-прежнему хотел пить (неправда! Я уже сходил в ларек). Купили ему пиво и воду и к 11-00 были снова дома. Вскоре приехал Илья – мы снова долго запихивали наши манатки, а Илья рассказывал как всю ночь ебался с гайками. Заправили машину и вдобавок залили еще 50л в канистру, сами заправились пивом и колбасой. В 12-00 тронулись, благословясь. Первые 100 км колымской трассы покрыты асфальтом, плавно ухудшающимся, начиная с 50го километра. Проезжаешь такие населенные пункты как Снежное, Сокол, Палатка, Карамкен и пр. За Карамкеном дорога приобретает тот грейдерный характер, который сохраняется уже на почти всем ее 2000км протяжении, изредка сменяясь плохим асфальтом или бетонкой в черте населенных пунктов. По дороге встречается несколько перевалов, на подъемах отчаянно греемся, сказывается загруженность. Погода ясная, и в воздухе плывет жаркая белесая дымка. За бортом 34С, в салоне до 38С. Освежаемся пивком. Поскольку уже много дней стоит жара, вся дорога отчаянно пылит, за исключением только свежепролитых участков (чтобы выровнять на дорогу льют воду и проходят грейдером). А самое страшное при движении по трассе в таких условиях - это обгон. Плетущийся перед тобой бензовоз виден за несколько километров по столбу пыли, который он поднимает за собой. По мере того как догоняешь, видимость сокращается до 10-20м. При таких условиях приходится двигаться почти в слепую. Не виден даже сам транспорт, который необходимо обогнать, а встречные машины различимы метров за 30, и только если они идут с включенным дальним светом. Напоминания о неудавшихся обгонах встречаются почти на каждом километре. Обычно это небольшой обелиск с фамилиями жертв, увенчанный рулем. Встречное столкновение - самый частый вид ДТП на трассе. Но ко всему привыкаешь. И мы, доверившись нашему аккуратному Илье, пьем пиво и страдаем от жары. Около 4 часов проехали уже почти 200км и остановились на обед в пос. Атка, где находится неплохое придорожное кафе. Но в этот день в поселке выключили электричество, т.к. накануне молния попала в трансформаторную будку. Энергии генератора едва хватало на электрический чайник. И мы, попив холодного пива, поев окрошки и холодной капусты с мясом, немного расстроенные поехали дальше. Очень запомнился перевал со смешным названием – Дедушкина Лысина. Он находится среди голых пологих сопок, очень напоминающих лысые головы. На Гербинском перевале остановились остудить мотор, размять ноги и подтянуть гайки. На спуске в салон начала набиваться пыль. Мы недоумеваем. Списываем на то что изменился грунт на дороге :). Вскоре прокалываем колесо и, выйдя из машины, обнаруживаем, что все это время мы ехали с открытой задней дверцей. Илья забыл закрыть ее, когда мы отдыхали на перевале. Чудом не потеряли все наши вещи. Лишь манометр и наш единственный флакон репеллента стали жертвой этого происшествия. Поставили запаску и покатили дальше, пыля. Дело идет к вечеру, стало заметно прохладней, солнце клонится к закату, и в этот момент мы пересекаем знаменитую реку Колыму. Ширина около 300м. Узкий в одну полосу мост. Рядом остатки старого деревянного. Фотографируемся. За мостом поселок Дебин, где есть шиномонтаж, там ремонтируем колесо, посещаем магазин и двигаем дальше. Ночевать планируем в пос. Ягодное, до него осталось 60км. Спускаются сумерки, дорога петляет вдоль реки Дебин – притока Колымы. Играет хариус, красиво. В районе 23-00 въезжаем в Ягодное. Все порядком устали. Ищем гостиницу, берем 3 местный номер на 4-ых – я сплю на полу, остальные на кроватях. Гостиница расположена в здании автовокзала на окраине поселка со стороны Магадана. Есть душ, сортир, телевизор, электрочайник и wi-fi. Обстановка спартанская, но Илья говорит, что это гостиница - лучшая из всех, в которых он бывал на трассе. Платим за 3их по 700 с носа. Оставляем Илью и Петю мыться, а сами посещаем магазин. На ужин пюре с рыбой и чуть-чуть спирта. Я плавно засыпаю, а парни еще смотрят телевизор. За день мы проехали 500 км и находимся на полпути до пункта назначения – моста через реку Антагачан (60 км не доезжая посёлка Усть-Нера или примерно 1000 км колымской трассы).

Остываем
Остываем
Илья за рулем
Илья за рулем
Снова остановочка
Снова остановочка
Ручей у дороги
Ручей у дороги
Перед мостом через реку Колыма
Перед мостом через реку Колыма
В гостинице в пос.Ягодное
В гостинице в пос.Ягодное

21.07.2008

Проснулись и встали в 9-00. Завтракать не стали. Решили заехать в кафе и попить кофейку, но перед этим починили пробитые накануне колеса и заправились на настоящей луц-заправке – с механическими колонками, где циферки нарисованы на диске, который крутится, перещелкивая налитые литры. Заправлялись довольно долго, т.к. ждали, пока перед нами какие-то пацаки зальют 1000л дизеля в цистерну. В 500 км от Магадана топливо уже дороже на 5 рублей с литра, и говорят, что в Усть-Нере дизель стоит 39 р/л против 28 р/л в Магадане.

В центре поселка нашлось отличное кафе, хотя скорее даже ресторан, с массивными столами, интерьерами, официанткой и неплохим кофе. Но я мужественно пил пиво, потому что «пятьсот назад, пятьсот вперед». Дороги в поселке бетонные, т.к. асфальт не переносит зимних холодов и тяжелой техники, которой много в поселке. Да и бетон этот тоже в ямах и канавах – движение по дороге напоминает слалом.

Из Ягодного выехали в 10-00. Снова перед нами федеральная трасса Колыма с ее пылью и отвалами в основном неживых, нефункционирующих приисков. Эти отвалы в сочетании с брошенной техникой и полуразрушенными приисковыми домами со съехавшими крышами, черными глазницами окон без стекол напоминают послевоенный пейзаж разбомбленных городов. И вполне могут стать съемочной площадкой, если какой-нибудь режиссер осмелится снять продолжение "Сталкера" или займется экранизацией "Бойни номер 5". А в тех местах, где строения отсутствуют, взгляду предстает каменный марсианско-лунный пейзаж с полностью уничтоженной растительностью. Апофеозом этой разрухи становится большой старательский поселок Кадыкчан с полностью сохранившимися пятиэтажными домами, магазинами и полной инфраструктурой, несколько лет назад полностью покинутый жителями.

Воздух быстро нагревается и пропитан пылью и дымкой. Мы едем. По дороге Илья показывает красивое место. Река, выходя из узкого ущелья, делает поворот, образуя прижим, в изгиб которого вливается 15 метровым водопадиком приток - ручей. Наблюдатель смотрит на это с противоположного берега, стоя на плоской отполированной черной каменной плите. Из-за близости к трассе место довольно затоптанное, но это не мешает ему оставаться красивым.

К середине дня мы приехали в город Сусуман. Там есть мобильная связь (между Ягодным и Сусуманом связи нигде нет). Там родился и, я так понимаю, вырос Илья. Раньше это был один из самых крупных населенных пунктов на трассе с населением около 10 тысяч человек. Но после перестройки, спасаясь от безработицы, множество народу уехало выживать в другие места ближе к центру, и население сократилось до 3 тысяч человек. Сейчас оно остается в тех же пределах. Илья провел нам небольшую обзорную экскурсию по городу. Меня больше всего поразил авиа-тренажер в кружке юных авиамоделистов – пристроенная на уровне второго этажа к зданию школы настоящая кабина от ИЛ-18. Вот ведь счастливое было у кого-то, не смотря на холода, детство. В Сусумане посетили магазин – купили как всегда пиво и очень вкусный ржаной хлеб. На выезде - частная заправка, там цены несколько ниже. Дозаправились и полетели дальше. Пиво и недосып действуют расслабляюще, и я закемарил. Проснулся от того, что остановились – снова прокол. Замена колеса уже занимает всего пару минут. Едем дальше. Видим, на дороге мужик голосует. Взять его не можем, но он просит передать сообщение о том, что у него поломка, и он ждет помощи. Илья обещает позвонить, как доберется до Усть-Неры, – между ней и Сусуманом мобильной связи нет.

Дорога становится все более и более безлюдной. Илья говорит, что скоро граница с Якутией, и что до пос. Артык это - самый малооживленный участок трассы. Не хотелось бы застрять на этом куске. Нам везет, и около 18-30 по Магаданскому (17-30 по Якутскому) подъезжаем к шлагбауму у поста ДПС в поселке Артык. Пост выглядит необитаемым – одноэтажный покосившийся домик с окнами без занавесок и треснутыми стеклами. Рядом вяло копаются какие-то строители – то ли узбеки, то ли якуты. Наверно таможню строят, подумали мы. Стоим минут 10 - никакого изменения, даже погудели. Я разглядел на двери висячий замок и подумал, что пост не действует. Начинаем сами поднимать шлагбаум, и тут из дома выскакивает очень удивленный нашими действиями гаишник. Оказывается, замок висел на ручке, и дверь таки была открыта :). Он проверил наши паспорта и переписал данные в книгу въезжающих. После чего мы могли двигаться дальше. В Артыке последний магазин на нашем пути, и, конечно же, мы купили в нем последние бутылки с пивом. Сразу после нас магазин закрылся – считаем это хорошим знаком. Ехать остается еще километров 100, а у Ильи начинает травить по ниппелю камера. Но не сильно. Дорога пустынна, проезжаем реку Артык - приток Неры, затем реку Бурустах, и вот мы у нашей цели – на мосту через реку Антагачан. Рядом с мостом есть площадка, а на ней похоже нас ждет Андрей Чувашов. Тут у нас очередная пересадка. На это раз транспорт наш – это 131 ЗИЛ, собственноручно модифицированный Андреем. Кроме него нас встречали еще двое пацанов, Артем и Дима, и девушка Рита. Познакомились. Они оказались автостопщиками, причем довольно матерыми. Дима и Рита (сами из Москвы) ехали автостопом из Иркутска, Артем же оказался питерским и путешествовал (уже несколько месяцев) из самого Санкт-Петербурга. Они ехали в Магадан и собирались уплыть во Владивосток, а оттуда уже лететь по домам. Андрей подобрал их на трассе и рассказал о том, что собирается везти нас в горы, но не может их взять без нашего разрешения. Ребятам очень хотелось поехать, и мы не смогли им отказать, тем более все равно в кузов машины все поместились без проблем. Пока перегружали вещи, я быстро сварганил ужин, и уже в районе 21-30 мы распрощались с Ильей: он "попылил" в Усть-Неру, а мы вернулись на километр по трассе назад и свернули на дорогу, которая ведет к прииску на р. Антагачан. Наш авто-горный маршрут начинался на ней. Скорость небольшая: едем примерно 10 км в час. На первых 10 км дорога хорошо накатана, видно, что по ней идет большой локальный трафик. Ребята сидят в кузове, я в кабине с Андреем. Примерно через 7 км выезжаем на реку и пересекаем ее в брод. Андрей говорит, что сейчас вода небольшая. Но если ливанет, то спада воды можно ждать очень долго. Почти сразу после первого брода – отвалы прииска. Вскоре открываются взору и его жилые крепкие деревянные избушки. Ходят крепкие мужички, хозяйствуют бабы. На склоне - спутниковая тарелка. Видно, что прииск процветает. Почти сразу за прииском дорога ухудшается. Если раньше это была дорога, то сейчас она больше похожа на набитый в галечнике след. Едем еще примерно пару часов, периодически пересекая с берега на берег реку в брод, а по больше части двигаясь вдоль нее сквозь кустарник. Много поваленных деревьев и плывуна еще с весеннего паводка. Проблем с дровами нет, и они сухие как порох. На ночевку становимся в небольшом отвороте русла на идеально ровной площадке.

Все порядком устали, поэтому, поев и выпив спиртику, падаем в палатку. Вокруг теплая белая (белые ночи там до 12 августа) якутская ночь. Наша первая ночевка в палатке. Вечер довольно теплый, немного комаров и мошки. Погода ясная.

Авиа-тренажер
Авиа-тренажер
Памятник жертвам Колымы
Памятник жертвам Колымы
200000км из ниx 797км наши
200000км из ниx 797км наши
Прииск
Прииск
Встреча с Андреем
Встреча с Андреем
Первый вечер в природе
Первый вечер в природе

22.07.2008

Утром встали в 9-00. Утро прохладное, но ясное. День будет хороший и, похоже, жаркий, т.к. давление за ночь не упало. Андрей спал в машине, и его кусали комары, поэтому он встал первый и разжег костер. Мы быстро собрались, позавтракали и продолжили путь. Воздух с восходом солнца все больше и больше нагревался, но граждане в кузове, обдуваемые прохладным ветерком, чувствовали себя хорошо. Мы же в кабине отпивались прозрачной прохладной речной водою. Река идет по широкой, в несколько километров, долине, петляя между отрогами сопок, и образуя высокие каменные отвесы и прижимы. Наблюдаем за рекой, оцениваем пригодность для сплава. Периодически из кустов выскакивают зайцы, Андрюха хватается за ружье, но зайцы оказываются проворней. Двигаясь вдоль реки, неожиданно заметили странный объект, быстро пресекавший реку в 100 м перед автомобилем. Это оказался довольно симпатичный медведь средней величины. Он, видимо, лакомился ягодами где-то в прибрежных кустах, и, услышав звук мотора, бросился в бегство, зная, что с человеком лучше не связываться. Андрей затормозил, чтобы мы смогли сфотографировать. Медведь же был очень прыток и скрылся в лиственничном лесу, не дав нам времени достать фотоаппараты. Этим он расстроил Серегу – большого поклонника медведей в естественной среде. Постепенно одуреваем от жары, и не только мы - зайцы тоже. Один жирный экземпляр выскочил прямо под колеса и, пробежав метров 20 перед машиной, решил скрыться в кустах, но был подстрелен и быстро освежеван. Вечером нас ждет отличное рагу из картошки и зайца.

К обеду добрались до черты, где начинается редколесье, а затем и тундра. Пора перекусить и повесить заброску с частью еды и лодками. Не сразу, но нашли два крепких тополя в достаточном удалении от берега, чтобы во время возможного паводка заброску не с смыло. Загнали Петю сперва на одно, а затем на другое дерево, где развесили баул с лодками и сумку с частью еды и спиртом. Поставили на ГПС точку. Пока занимались заброской, Андрей с ребятами сделали обед и поели. Мы быстро доели то, что они нам оставили, и двинулись дальше. Через несколько километров дорога уходит с р.Антагачан налево на р.Сахынья. У слияния рек - обширная наледь. Накололи ледорубами льда, чтобы заяц не сопрел на такой жаре. На границе наледи, там, где она отступает под натиском солнечного тепла, начинается микро-весна во всех стадиях, превращаясь в лето по мере удаления от льда. На р.Сахынья мы двигались уже в зоне тундры. После отворота с р.Антагачан дорога становится более явной. Мы приближаемся к въезду в Момский национальный парк. Въезд находится на перевале Улахан-Чистай. Все чаще и чаще встречаются стоянки оленеводов. Мы ожидаем пикета, где егеря должны будут проверить наши квитанции об оплате посещения парка. Но ничего такого нет и в помине. Минуем грязный старый щит с названием парка на двух языках. Вокруг мусор довольно забавного происхождения. Встречаются разбитые плееры и фотоаппараты, куклы и прочий интересный хлам. Откуда он там? И вот мы, миновав красивое озеро, находящееся в седловине перевала, въезжаем в каньон, по которому начинаем спуск вдоль р. Тирехтях. Подстрелили четырех куропаток. Дело идет к вечеру, а ехать еще порядочно – километров 30 по тряской наметке дороги. Я начинаю засыпать, и этот участок проходит в тумане. Андрюха тоже заметно подустал. Но вот впереди забелели какие-то белые палатки – это стан коневодов. У них есть радиосвязь и УАЗИК с маленьким телевизором. Сейчас как раз телесеанс. Останавливаемся, со всеми надо не спеша постоять и поговорить. У этого становища нам нужно сворачивать от русла реки и двигаться в направлении озер Буюнга и Бугачан. Береговой склон болотистый, крутой и изрыт ямами. Андрей говорит, чтобы мы вышли, и в одиночку преодолевает подъем. Дальше начинается езда по тундре по теряющемуся следу грузовика в постепенно наваливающихся сумерках. Но погода ясная, и выходит луна. Над рекой поднимается туман. Очень живописно. Но постепенно становится все темнее и темнее, и у Андрея (как и у меня) проявляется "куриная слепота": мы перестаем различать, куда ведет след в сумерках. Приходится выйти из машины и вести Андрея, двигаясь перед машиной и служа ориентиром. Время уже подходит к полуночи. Хорошо, что белые ночи, которые длятся до 12 августа, еще не закончились, и полной темноты так и не наступило. Во мраке передвигаемся примерно с час и в итоге приезжаем на берег безымянного маленького озерца. Тут и становимся на ночлег, не доехав до оз. Буюнга 2 км. Несмотря на усталость, жарим рагу из зайца и варим суп из куропаток. Деликатесный ужин после долгого трудного дня и заслуженные 50г спирта валят с ног. У Андрея еще есть бутылка водки, но даже несмотря на то, что я люблю выпить, – сил на нее уже нет. Все валимся спать в районе 2 часов ночи. На небе довольная луна.

Едем по Антагачану
Едем по Антагачану
Наледь у слияния Сахыньи и Антагачана
Наледь у слияния Сахыньи и Антагачана
В долине Сахыньи
В долине Сахыньи
На перевале Улахан-Чистай
На перевале Улахан-Чистай
На перевале Улахан-Чистай
На перевале Улахан-Чистай
Долина р. Тирехтях
Долина р. Тирехтях
Вид на оз. Малое и хребет Улахан-Чистай
Вид на оз. Малое и хребет Улахан-Чистай

23.07.2008

Встали в 9. Когда я вылез из палатки, у озера уже маячил Артем с удочкой. И похмельный Андрей, который таки прикончил ту бутылку, разжигал костер и возился с посудой. Я собрал удочку, пару раз закинул блесну, но ничего не поймал, а только зацепил за камень. Пришлось лезть отцеплять. Вода очень теплая, и я решил искупаться, а заодно и постирался. На завтрак доедали суп из куропаток. Когда мы оканчивали завтрак, к нам подъехали четверо оленеводов. Побеседовали. Я так понял, что это такой обычай – с каждым, кого встретишь, нужно прилечь на траву и немножко поболтать. А потом, не прощаясь, двинуться в своем направлении. Это я наблюдал несколько раз.

Тронулись в путь в 11 и через полчаса, миновав какое-то подобие перевальчика, оказались на ручье, вытекавшем из озера Буюнга. На нем две фигуры ловили бреднем рыбу. Когда мы спустились ближе к воде, то оказалось, что это - средних лет якут или эвенк и с ним дочка. А у ног их вертелся щенок лайки. За плечами у мужчины висел мешок, через мокрую ткань которого просвечивал улов, на вид килограммов 4-5 крупных хариусов. Как всегда пообщались, и они двинулись дальше, а мы остались порыбачить. Кто-то использовал сеточку, Артем попробовал блесенку, я ловил удачу на слепня. Больше всех наловил Артем, потом Андрей, а потом Серега, который поймал самого крупного хариуса. Тут же почистили и двинулись дальше к цели нашего путешествия - оз.Бугачан, осталось около 4 км. Андрея по-прежнему мучило похмелье. Я же чувствовал, что как будто атмосферное давление резко поменялось. По дороге проехали мимо палатки встреченного нами якута, его жена уже чистила рыбу, а часть улова уже вялилась на солнце. Мы поднялись от озера выше и стали огибать его, следуя по едва заметному следу, идущему по плоскогорью. Кое где образовались новые карстовые ямы - видимо весной, когда тает снег. Их объезжаем. Вскоре нам встретился галечник на ручье, соединяющем два озера, на нем наледь, а на ней стадо оленей. Их специально выводят пастись на наледь, т.к. в их толстом меху им очень жарко летом. Стадо, испугавшись рева мотора, рвануло в тундру. И вот наконец около 13-00 мы прибыли в точку, откуда двигаться дальше требовалось пешком. Отсюда, собственно, и начиналась пешая часть нашего маршрута.

На озере Бугачан, в юго-восточной его оконечности, есть изба. Там мы и остановились. Нужно было провести очередную ревизию, сформировать заброски, распределить снаряжение и припасы. Но сперва обед.

Из пойманной рыбы приготовили уху. А самые жирные экземпляры съели с солью и соусом васаби, за который спасибо Наташе. Почти сразу после обеда внезапно начался сильный северный ветер и резко похолодало до нуля градусов. Приехали в гости оленеводы – дед и внучок его видимо – пастухи стада оленей. Общались, потом они уехали. А вскоре начался жуткий ливень с грозой. Мы забились в домик и стали делать ревизию, но получалось плохо, т.к. после такого долгого и утомительного трансфера голова не работала, к тому же резкая смена погоды бодрости не добавляла. Долго думали, куда вешать заброску. Кругом тундра - деревьев нет. Разложили вещи в две кучи, проверили горелку и легли на тихий час, который неожиданно для нас продлился до утра, за исключением маленького вечернего перерыва, во время которого перекусили. Артем сыграл на губной гармошке, Рита на варгане. И еще выяснилось, что Дима собирает лягушек – так же как и я. Андрей же в это время готовит снасти. Дождь и ветер не прекращаются, дует и льет так, что затекает сквозь щели между бревнами, и на полу стоят лужи. Изба продувается насквозь – спать прохладно. Бугачан – заколдованное место. Высота 1130.

Наша компания
Наша компания
Общение с местными оленеводами
Общение с местными оленеводами
Юрта
Юрта
Олени предпочитают наледь
Олени предпочитают наледь
Олени предпочитают наледь
Олени предпочитают наледь
Якутские лошади
Якутские лошади
Дорога
Дорога
Наша хижина оз. Бугачан
Наша хижина оз. Бугачан
Оз. Бугачан
Оз. Бугачан

24.07.2008

Сперва встали в 6-00. Но погода была говно, да и хотелось отдохнуть, и мы сразу легли обратно. В следующий раз поднялись где-то в 11-00. Дождь прошел, и здорово распогодилось. Хотя голубого неба еще видно не было, но сильный ветер и просветы вдалеке с наветренной стороны давали повод для надежд на ясную погоду к концу дня. Хорошо отдохнули. Быстро позавтракали и расправились с упаковкой заброски. Получилось две небольших сумочки. Т.к. в округе мест, где ее можно спрятать, не оказалось, решили тащить до р.Чукча, с которой начиналась горная часть нашего маршрута, в надежде найти подходящее место. Рассчитались с Андреем за доставку (30000р) и передали с ним записку для паникера (Шурика), поменялись телефонами с ребятами и в 13-00 вышли. Артем проводил нас до первого брода, мы же перевели ноги из сухого состояния в нормальное и двинулись в путь.

Рюкзаки под 40кг, но надеемся быстро повесить заброску, и тогда станет полегче. Идем 45/15. Под ногами кочкарник, но вскоре выходим на конную тропу, по которой идти полегче. Слева внизу простирается озеро, широкая долина, где оно лежит, обрамлена горами. Примерно через полтора перехода по правую руку видим лиственничную рощицу, за которой еще и обнаружились заросли кедрового стланика. Лучше места не найти. Продукты вешаем на лиственницу и маскируем ветвями, удочки и все несъедобное сваливаем в кусты стланика. Запоминаем ориентиры и ставим точку на GPS.

Рюкзаки полегчали, но все равно за 30кг, но идем дальше чуть бодрее. Коленки с непривычки ноют, но ноги идут. От долины р. Чукча нас отделяет один невысокий травянистый отрог (примерно 1 км), который обходим траверсом. Выйдя на галечник в русле реки, обедаем в районе 16-00. Ниже по течению видна очередная наледь с оленями. После обеда не спеша двигаемся вдоль русла вверх по течению. Часто пересекаем реку в брод. Русло широкое, часто бьется на много рукавов. По берегам растут карликовый тополь и береза. С дровами проблем нет. Горелку сегодня ни разу не использовали. Долина реки неширокая: 1-1.5 км. Окаймляющие горы красно-бурого цвета, что хорошо контрастирует с редкими лиственничными и кедровыми рощицами по бортам долины и хорошо сочеталось бы с голубым небом, которого, к сожалению, сегодня нам было не положено. Много ручьев, впадающих в реку справа и слева. Они блестят в свете солнца, пробивающего сквозь облака. Мошки и комаров почти нет. А нас так ими пугали. Из живности встречаются маленькая разновидность суслика - евражка, как их называют местные. Пете удалось даже снять отличный портрет одного из них. Вверх по Чукче с места обеда идем примерно 5 км. Погода улучшается, хотя верховья еще плотно забиты задутыми туда облаками. Идем до 20-00, встаем на границе тундры, дальше только камни, но река еще носит равнинный характер. Обедаем на костре. Спиртик. Петя отдает порцию нам. Мы рады. Ложимся спать около 22-00.

Оз. Бугачан
Оз. Бугачан
Долина реки Чукча
Долина реки Чукча
Еврашка
Еврашка

25.07.2008

Встали в 6-00. Позавтракали и около 7-40 вышли вверх по Чукче. Через два перехода подошли к месту, где река приобретает гордый и истинно горный характер и низвергается вниз красивым двойным водопадом. Короче говоря, мы видели КАК ЧУКЧА ВЫХОДИТ ИЗ ГОР. Гордый характер реки сразу дал о себе знать увеличением уклона. На небе переменная облачность, и порой светит солнце, а порой накрапывает дождь. Но идти довольно сносно, камни не успевают намокнуть полностью и стать скользкими. Минуем пару симпатичных каньонов, где обходим поверху, а где просто бродим на удобный берег. В районе 13-00 мы вышли в цирк у истока реки, а река превратилась в ручей и ушла под камни. Из цирка выходят широкие, не очень крутые осыпные кулуары к перевалам Новосибирский и Чукча Южный. Мы обедаем и делаем получасовой привал под губную гармошку.

Далее наш путь лежит на перевал Новосибирский (1A), он соединяет бассейн реки Чукча с бассейном реки Буордах. Подъем на перевал довольно удобный, как по лесенке, камни сами под ноги встают, осыпь средняя и стабильная. С непривычки тяжело, поэтому идем не спеша. Чем выше поднимаешься, тем живописней виды. Кое-где на дне кулуара пятнами остатки фирна, но мало, течет ручеек, так что подниматься комфортно. Перевальный взлет из мелкой и подвижной, но плотно слежавшейся влажной в этот день осыпи. На перевал поднялись за 1 ч 20 минут в районе 15-00. Седловина широкая плоская, вымощена мелкой осыпью. Хороший вид на пер.Чукча Южный, просто фантастический - в долину р.Буордах. Тур слева по ходу, чуть выше седловины. Сняли записку 2002 года, интернациональная группа из двух человек – Бородин (Казахстан) и Э.Д.Вогт (Нидерланды).

На перевале подудели, написали свою записку и пошли вниз сперва слаломом по мелкой подвижной осыпи, потом шагом по средней. Спуск начали в районе 15-45. Камни живые и с непривычки устают лодыжки и стопы. Погода переменная, довольно прохладно. В средней ширины кулуаре на спуске довольно большой снежник, сказывается северная экспозиция. Его удобно идти по кромке. Где-то посередине нашли пакет с едва читаемой запиской, видимо она была смыта с седловины. Год разобрать не удалось, она очень древняя и в плохом состоянии (отсырела), но похоже, что до 90-х. <СКАН ЗАПИСКИ> Ее положили на просушку – вероятно удастся потом расшифровать. Из снежника на дне кулуара выбегает ручей, который сливается с р.Буордах. На месте слияния были в районе 17-00. Перебродили на правый берег и встали на единственной ровной площадке. По следам бивака было видно, что место часто используется туристами - наверно раз в 6 лет. Так думается, потому что пер. Новосибирский является самым органичным и интересным заходом и выходом в Буордахский массив с юга. На площадке можно поставить 2-3 палатки. Там растет мох, и спать мягко, но из-за этого же присутствуют комары и мошка. Ветра нет. Довольно тепло. Завтра собираемся встать часов в 5 утра, чтобы спуститься до ручья Каскадный и выйти по нему вверх под пер. Озерный. За ужином расшифровали подсохшую записку, которую нашли на спуске, – датирована (31 августа 1989 г., рук. Добровский). Привет из прошлого. Отдыхаем. Высота 1300. За день пройдено 12 км.

Чукча выходит из гор
Чукча выходит из гор
Кулуар пер.Новосибирский
Кулуар пер.Новосибирский
Вид с пер.Новосибирский в долину р.Чукча
Вид с пер.Новосибирский в долину р.Чукча
Пишем записку
Пишем записку
Музыкальная пауза
Музыкальная пауза
Вид с пер.Новосибирский в долину р.Буордах
Вид с пер.Новосибирский в долину р.Буордах
  Брод
Брод
 

26.07.2008

Встали в 5-30. На улице льет дождь. Продолжили спать до 8-00. Дождь прошел, на улице стало ясно. Позавтракали, подудели. Вышли в 10-00. Оставили свой "ПРЕВЕД" на черных плоских камнях, которые выглядят как таблички. Появилась небольшая облачность. Спускаемся по долине реки Буордах. В камнях буйство красок и форм. Красные, серо-синие, зеленые, иссиня-черные, золотые, оранжевые осыпи на окружающих нас склонах подсвечены пятнами солнца, пробивающегося сквозь тучи. То тут, то там встречаются скалы-останцы – фаллические формы выветривания. А далеко вперед в прозрачном воздухе раскрывается перспектива окаймленной горами долины реки. У меня небольшой горный опыт, но если верить серегиным словам, то такого концентрированного разнообразия он и сам ранее не видел. Несколько раз переходим реку вброд, потом горный характер ее оставляет, и она течет в довольно широкой долине по галечнику. Мы держимся правого берега. Через несколько переходов солнце начинает палить, но вкуснейшая вода у нас под ногами: пьем как лошади. К 13-00 дошли до места, где в реку впадает ручей Каскадный, имеющий истинно горный характер на всем протяжении. Он падает в долину р. Буордах высоким водопадом в узком каньоне со скального ригеля высотой 50-100 м. Мы забираемся на ригель и какое-то время идем вдоль каньона по левому берегу. Вскоре появляется возможность спустится к ручью. Воспользовались ею: встали и отобедали. Время около 14-00.

Ручей довольно полноводный, я бы назвал его все-таки рекой. Но, видимо, отсутствие полноценной долины не позволяет ему так называться. После обеда бродим не без труда и двигаемся вверх по правому берегу. Через пару переходов справа впадает ручей, текущий из озера Грубозабойщикова. Оно, в свою очередь, образуется от таянья ледника Иоффе, который расположен в цирке под перевалом Ленинградский, через который мы должны будем возвращаться в конце горной части. Сам перевал от ручья не виден. Дальше по ходу встречается несколько прижимов. Серега с Петей облезают поверху, я же прохожу вдоль воды. В этом году довольно сухо, и воды в ручье не так много, как, вероятно, бывает, но течение достаточно сильное. В районе 16-30 подошли к слиянию левого и правого истоков ручья. Левый берет начало с ледника Шмидта, шапка которого видна от слияния. А правый - в ледниках Большой и Малый Право-Буордахский. Нам нужно подняться вдоль правого на морену к озеру, откуда и вытекает сам приток в глубоком отвесном каньоне, вдоль которого двигаться невозможно. Подъем на морену образует ригель высотой метров 100, куда мы не спеша ползем.

После подъема оказываемся на берегу осиненного озера, я такого цвета никогда и не видел. Берег пологий, и ровная площадка находится без труда. И мы не единственные, кто там стоял. Находим пакетики от сублиматов Гала-Гала, датированные 2002 г. Пользуясь последними лучами заходящего солнца, делаем фотографии, т.к. виды просто фантастические. Внизу долина ручья Каскадный и ледники Шмидта. Рядом дивное озеро. Вверху перевалы Кузнецова и Озерный (1Б, 2250 м), разделенные вершиной, – туда мы собираемся завтра, но пока что не понятно, какой из двух видимых наш. Солнце заходит за гору, и становится прохладно. Не торопясь ставим лагерь и готовим ужин. После ужина Петя превращает нас всех в народных акынов. Серега - акын гор и долин, Петя - акын вершин и глубин, я - акын небес и равнин. Играли «в угадай мелодию». Выступления были записаны и приложены к отчету. Запись трансляции состоялась в районе 20-30. В это время температура воздуха опустилась до +14С, а на небе появилась подозрительная облачность. Погода, похоже, через пару дней испортится. А пока высота 1815 м. За день пройдено ~12 км. Завтра попытаемся пройти пер. Озерный.

Долина р.Буордах
Долина р.Буордах
Долина р.Буордах
Долина р.Буордах
Долина р.Буордах
Долина р.Буордах
Каньон руч. Каскадного
Каньон руч. Каскадного
В верховьях руч. Каскадного (впереди - ледник Шмидта)
В верховьях руч. Каскадного (впереди - ледник Шмидта)
Под пер. Озерный
Под пер. Озерный

27.07.2008

Встали в 6-00. Ясно и довольно прохладно. Накануне изрядно замотались, поэтому завтрак и сборы проходят не спеша и в полудреме. Выход в 8-10. Долго затупляли по поводу того, какой же из перевалов является Озерным, – в итоге остановились на том, что находится в левом по ходу плече вершины. Через переход от лагеря вышли к кулуару, ведущему на перевал, и начали подъем. Уклон значительно больше, чем на пер. Новосибирский, кулуар уже, по краям мелкая осыпь, а в центре средняя. Все очень подвижное. Набор высоты около 350 м. Из-за сыпухи поднимаемся очень медленно. Делаем три или даже четыре перехода. Когда вылезли на гребень, оказалось, что он ложный. На перевал со стороны ручья Каскадный ведут два кулуара, разделенные скальным кряжем. Мы поднимались по правому по ходу. Что в левом - не видно, но с того места, где они сходятся, кажется, что левый положе, а место, где они сходятся, и оказалось ложным гребнем. С него просматриваются два понижения в настоящем гребне, до них остается примерно метров 40 набора. Нам удобнее идти в правую седловину – назвали это понижение перевалом Левоозерным. Но чтобы подойти к перевальному взлету и выйти на финишную прямую, приходится сперва метров 20 сбросить. На перевале были около 12-00. Тур находится в левой седловине, как и написано в описании. Записки в туре не нашли, поэтому написали свою, спели "Маму" и начали спуск в долину р. Чачагырас. Обещанный в описании ледник на северном склоне перевала в этом году полностью растаял, оставив только фирновые плешки. Обещанного маленького озера на морене со стороны Чачагыраса тоже заметно не было. Спуск сперва по мелкой сыпухе слаломом. К морене спустились минут за 30, сбросив метров 300 высоты. Чувствовалось, что подходит время обедать, но воды пока не нашли. Затем осилили спуск с первого мореного вала к ручью-притоку Чачагыраса, вытекающему из-под морены. Спускались по огромным и живым камням, которые так и норовили привалить. У ручья в районе 14 часов поели и даже вздремнули минут 40, разомлев от еды и солнца. Около 15-15 продолжили путь. Преодолели второй моренный вал, образованный ледником в правом цирке долины, перегородивший поперек русло ручья. Вал крутой, и камни такие же подвижные и мерзкие как на первом. Затем был крутой ригель. И наконец мы попали в точку слияния нашего ручейка с рекой Чачагырас. Остановились лагерем на площадке у осыпи на правом берегу Чачагыраса в районе 18-00. Отужинали и собираемся ложится. Сейчас 20-17. Ясно. +18С. Высота 1805 м. Прошли немного, но перепад высот значительный – около 900 м. Завтра собираемся пройти перевал Связующий (н/к, 1700).

Подъем на пер. Озерный. Вид на лед. Большой Право-Буордахский
Подъем на пер. Озерный. Вид на лед. Большой Право-Буордахский
Ледники Малый Право-Буордахский и Шмидта
Ледники Малый Право-Буордахский и Шмидта
Вид с пер. Озерный на долину руч.Каскадный
Вид с пер. Озерный на долину руч.Каскадный
Вид с пер. Озерный на другую сторону
Вид с пер. Озерный на другую сторону
Хаос моренных валов
Хаос моренных валов" на той стороне пер. Озерного
Sla посреди хаоса
Sla посреди хаоса

28.07.2008

Хотели встать в 6-00, но проспали и встали в 7-20. Собираемся идти вниз по руч. Чачагырас до пер. Связующий, затем перевалить в долину реки Кюрэтер и немножко подняться по ней. Вышли в 9-30. Погода хорошая. Ясно. Спускаемся вниз вдоль реки, которая периодически уходит в каньоны различной глубины и проходимости. Иногда удается обойти по кромке берега, но иногда приходится облезать по довольно неприятным боковым осыпям. Если смотреть вниз по течению, то хорошо просматривается широченная долина р. Мома, а за ней виден Момский хребет. К 14-00 сбросили 500 м. Обедали у кулуара, предположительно ведущего на пер. Связующий. После обеда и отдыха преодолели террасу, имеющуюся в этом месте, и начали подъем по кулуару на перевал. Набор высоты должен составить 300-400 м. Кулуар, вначале широкий, по мере подъема сужается, по краям - мелкая осыпь, в середине - крупные камни. Уклон небольшой. Идти довольно удобно. По дну кулуара бежит ручеек. Кулуар выводит в маленький цирк под перевалом, откуда по подвижной сыпухе надо преодолеть крутой перевальный взлет высотой 70 м. Поднимались в довольно быстром темпе около 2.5 часов. Седловина перевала широкая, засыпана мелким щебнем, <ТОЧКА ПЕРЕВАЛА>. Виден помет горных козлов и места (выемки в грунте), где они лежали на отдыхе. Нашли тур без записки. Написали свою. Высота на перевале 1825 м, да и подъем довольно ишачный. Это наводит на мысль о том, что перевал все-таки не Связующий, и что мы промахнулись. И сложность уж никак не н/к, а как минимум на 1А тянет. Передохнули и в районе 17-00 начали спускаться. Взлет (около 100 м) на спуске состоит из мелкого подвижного щебня. По нему соскальзываем довольно быстро. Дальше начинается кулуар, засыпанный средней величины камнями. Какое-то время прыгаем по ним, затем кулуар сильно сужается и местами даже напоминает щель. В этой щели иногда встречаются скальные сбросы по 1.5 – 2 м. Они довольно легко преодолеваются. По камням на дне течет ручей, кое где присутствуют остатки снега и фирна. После последнего сброса кулуар снова раздается в стороны и выполаживается, внизу видна р. Кюрэтер. Выше по течению - ее слияние с р. Лэкер. В кулуаре - труднопроходимая крупная подвижная осыпь. По паре раз завалились, а я сломал наконечник от палки. Осыпь заканчивается на террасе, идущей вдоль берега реки.

Спускаемся к самой реке и сразу натыкаемся на пригодную для ночлега площадку. На ней и ставим лагерь. Перевал по сложности явно превосходит н/к, Серега откатегорировал его как 1Б. Предполагаем, что сбились - называем его пер. Связующий Ложный (1Б, 1825 м). И выпиваем за это спирту за ужином. Лагерь на 1275 м. Погода начинает портится, с долины Момы наползают облака. Отбой около 22-00. Напоследок концерт губнистов. Когда какал, нашел большой красивый камень с жирным вкраплением желтого метала. Думаем про золото. Геологически долина довольно богата по сравнению с началом пути. День был очень трудный.

Река Чачагырас
Река Чачагырас
Проходим сужение
Проходим сужение
Каньон на Чачагырасе
Каньон на Чачагырасе
Каньон на Чачагырасе
Каньон на Чачагырасе
Обед
Обед
Вид с пер. Связующий Ложный (фиг его знает, что это за перевал) в сторону р.Чачагырас
Вид с пер. Связующий Ложный (фиг его знает, что это за перевал) в сторону р.Чачагырас
В сторону р. Кюрэтэр (видна долина притока - Лэкэра)
В сторону р. Кюрэтэр (видна долина притока - Лэкэра)
Кулуар перевала Связующий Ложный со стороны Кюрэтэра
Кулуар перевала Связующий Ложный со стороны Кюрэтэра

29.07.2008

Встали в 7-00, но сразу легли обратно, т.к. на улице туман и морось – видимо стоим в облаке. К 12-00 немного распогодилось, и стало хоть что-то видно. Но временами наползают тучи и видимость снова ухудшается. Вышли около 13-00. Идется довольно трудно, видимо вчерашняя нагрузка сказывается. Река имеет горный характер и часто течет в каньонах, облезаем их по осыпям. Наша задача на сегодня - максимально близко подойти к леднику Кюрэтерский, чтобы завтра поутру пройти пер. Кюрэтерский (1Б*, 2500 м) и перевалить в долину реки Люнкидэ. Сегодня по плану нам надо набрать 600 м и встать под ледником. Сегодня идем на перекусах, т.к. вышли довольно поздно, а пройти надо много. Замечаем, что в отличие от всех прежних рек, уже встреченных нами на маршруте, брод через Кюрэтэр — весьма непростая задача.

Во время обхода одного из каньонов находим площадку, где была стоянка, там тур с запиской одинокого туриста (Панов Дмитрий, г. Якутск, записка датирована 2007 годом). Погода постепенно улучшается. Встречается все больше и больше любопытных минералов. Мне вроде даже посчастливилось найти агат. Пириты повсеместно, есть из чего выбрать сувенир. Не могу не остановиться и иногда подбираю камушек другой. По ходу движения Серега упал в реку (точнее, в реку обвалился довольно большой кусок грунта, на котором он находился), но быстро самоспасся. К 18-30 дошли до самого ледника. Перевал Кюрэтерский в прямой видимости. Завтра идем на него, если позволит погода. С трудом нашли ровную площадку на морене ледника. Где-то совсем рядом течет подледная река. Ее вскоре находим по здоровой промоине-пещере метрах в 10 от палатки. Ледник подтаивает, и в эту пещеру периодически с грохотом валятся вытаявшие каменные глыбы. Лагерь на высоте 1850 м. Температура 10С. Ужинаем в 20-43. Эти троглодиты хотят два ужина, т.к. говорят, что не было горячего обеда. После ужина концерт губнистов. Всю ночь валились камни.

Облака атакуют
Облака атакуют
Но отступают
Но отступают
И отступают
И отступают

30.07.2008

Проснулись в облаке. Видимости нет. Поливает дождь. О перевале и думать нечего. С Момы ползут еще облака. Похоже сегодня отлежка. На всякий случай позавтракали и поспали. Потом пообедали. Играли в спички. Устраивали губные чтения. Снова спали и ели. Днем дождь усилился, но давление потихоньку растет — надеемся, что завтра сможем таки выйти на перевал. Когда легли - не помню. Весь день прошел в дреме. Всю ночь валились камни.

31.07.2008

Проснулись в 6-00. Видимости по прежнему нет. В следующий раз встали в 10-00, без изменений. В 11-00 - та же ситуация: моросит, валятся камни, видимости нет. Завтракали в 11-30. После завтрака появились просветы, некоторые довольно продолжительные. Решили собираться и попробовать пройти перевал – но, пока укладывались, снова натянуло облаков, и ситуация превратилась в утреннюю, только вместо дождя начался снег. Пообедали. Перевал, похоже, придется отложить на завтра. Чтобы не тратить время на пустое лежание, решили пойти потренировать срыв в трещину, самовылаз, верчение буров и провешивание на них перил. Около 15-00 взяли снаряжение и под хлопьями снега отправились на ледник. Подобрали довольно крутой участок и плодотворно потренировались. В лагерь вернулись около 20-00, промокшие, но довольные и с хорошим аппетитом. Давление по прежнему падает, но Кюрэтэрские Сидения уже утомили. Решаем завтра идти перевал по любой погоде, так как иначе выбиваемся из графика похода. Даже при плохом раскладе будет возможность заночевать на перевале, по описанию там есть площадка. Ужинаем около 21-00, на ночь концерт губнистов по случаю окончания июля. В репертуаре уже 5 композиций – "Мама", "Елочка", "Подмосковные вечера", "Во поле березка", "Ой цветет калина". Температура 0С. Завтра - последний месяц лета. Высота как и была.

01.08.2008

Проснулись в 7-00. Высунулись на улицу – погода хорошая. Но, как только мы начали собираться, погода тоже собралась испортиться. Однако окончательно испортиться мы ей не дали, а быстро схватили рюкзаки и побежали на перевал Кюрэтэрский (1Б*, 2500). Вышли в 8-55. Ледник до перевального образует несколько коротких ступеней крутизной до 20%, перемежающихся более продолжительными пологими участками. Трещин нет. Облака всю дорогу к перевалу висели у нас на хвосте, но обогнать и испортить видимость не решались. У перевала мы долго тупить не стали, т.к. он хорошо просматривался и никаких опасностей не представлял. Взлет на перевал представляет собой ровный ледяной склон крутизной до 30 градусов. В наш год, думаю, можно было бы выйти на перевал даже без использования "кошек" по правому краю ледника по мелкой осыпи и камням. Я шел первым и немного ушел вперед, поэтому принял за седловину перевала понижение в хребте, находящееся левее (по ходу) правильного перевального седла (оно чуть ниже и находится в самом правом углу цирка), – в результате набрал пару лишних метров. Но по гребню без труда дошел до правильной седловины. На перевале группа собралась в 12-35. Видео с перевала. Здорово дует. Но мы спрятались за скальную стенку, где есть площадка для небольшой палатки, и немного передохнули. С перевала отлично видна Сов. Якутия, Победа же закрыта облачностью. Нашли тур и сняли записку от 31 марта 2006 г., рук. Максимов, написали свою и стали спускаться на ледник Обручева. Спуск 20 метров вниз по подвижной мелкой осыпи, под которой лед. Спускаться и в кошках, и без них одинаково неудобно, т.к. в кошках скользишь на камнях, а без них - на льду. Потом начинается пологое (10-15%) тело правой ветви ледника Обручева, испещренное множеством мелких трещин, которые, однако, хорошо просматриваются. Снега на леднике почти нет. Но, на всякий случай, связываемся и спускаемся до центра цирка. Далее ледник еще больше выполаживается, и трещины практически исчезают. Погода идеальная: ветер в цирк не достает, влажные массы из долины р. Момы досюда не доходят, т.к. их задерживает хребет, через который мы только что перевалили. У большого камня делаем привал. Развязываемся и фотографируемся, одеваемся полегче, т.к. становится жарко, и начинаем спуск по длинному, более 8км, леднику в долину реки Люнкидэ. На леднике множество русел, пробитых ручьями, которые все более и более углубляются по мере спуска. Солнце, пока мы спускаемся, светит с юга, и мы идем в тени южного борта долины. Как только доходим до слияния ледника с одним из его левых притоков, обедаем на солнечной поляне. Сушим спальники и загораем. Время около 16 часов. После обеда проводим время в прогулочном спуске до края ледника с прекрасным видом на долину Люнкидэ. Испарения ледника и солнечный день создают фантастическое освещение, и окружающие пейзажи умиротворяют, несмотря на их каменную суровость. Сегодня один из красивейших дней на нашем пути, видимо, это компенсация сидения под Кюрэтерским перевалом. На ночлег становимся в самом начале морены. Рядом подледная река прорыла огромный грот-тоннель, по которому с шумом несутся потоки воды. В камнях морены находим множество мелких кристаллов горного хрусталя, различные пириты и довольно любопытный камень с отпечатанной на нем древней растительностью. Я хотел было взять его с собой, но камень весил более 2 килограммов, так что мне не захотелось тащить эту тяжесть. Завтра планируем подняться по последнему правому притоку ледника Обручева — леднику Сумгина и пройти перевал Шатер. Спать ложимся в районе 21-00. Погода ясная, вечером небольшой плюс, ночью подморозило. >ВЫСОТА, ТОЧКА СТОЯНКИ<. Много фоток. Завтра день Оленевода!

Утро туманное
Утро туманное
Нас не догонят
Нас не догонят
Кака, ПРОЧЬ!
Кака, ПРОЧЬ!
Перерыв
Перерыв
Вид с перевала на Ледник Обручева
Вид с перевала на Ледник Обручева
Спускаемся на ледник Обручева
Спускаемся на ледник Обручева
Группа на леднике в цирке под перевалом
Группа на леднике в цирке под перевалом
Ледник Обручева
Ледник Обручева
Ледник Обручева
Ледник Обручева
Трэк движения ледника
Трэк движения ледника
Выход с ледника на морену
Выход с ледника на морену
Наши находки
Наши находки
Окаменелости
Окаменелости

02.08.2008

Подъем в 7-15. Погода ясная. Вышли в районе 9-15. Перелезли первый крутой моренный вал и вышли на ледник Сумгина, который внизу довольно сильно замусорен камнями и мелкой осыпью, но быстро расчищается. Много проточенных водой глубоких извилистых желобов, на дне которых бегут ручьи. Желоба достигают 2 метров глубины и 1.5 метров ширины. Несколько из них пришлось перелезать, что в общем не предоставляет трудности, т.к. с одной стороны каждого изгиба имеется нечто похожее на излучину, образующую ледяную ступеньку. На эту ступеньку несложно спрыгнуть с одного берега и быстро выбраться на другой.

По мере нашего продвижения к перевалу Шатёр (1Б*, 2450) погода начинает меняться в худшую сторону. Начинает сыпать мелкий снег. Ледник на всем своем протяжении пологий с несколькими ступенями. Трещин нет. К 12-50 вступаем на огромное ледовое поле перевала, которое без разрыва (ледник переметный) переходит в ледник Лекэр, круто спускающийся в подперевальный цирк, откуда на восток уходит долина реки Лекэр — левого притока Кюрэтера.

На перевале слева по ходу в скалах находим упавшую трубу, которая в отчетах упоминается как ориентир для поиска тура. Вокруг много мусора. Находим крышку от кастрюли, обломки лыж и лыжных палок, ржавую пилу, клочки аптечки и много прочего мусора, включая водочные бутылки, канистры и бутылки от энергетических напитков. Похоже, перевал довольно оживленно посещается прилетающим на вертолетах туристами, которые используют перевальное поле как вертолетную площадку. Также мы слышали от местных, что якутское МЧС устраивает здесь вакхические тренировочные сборы.

Осматриваем тур: записки не нашли. Восстановили и укрепили трубу и написали свою записку, затем положив ее в тур. Начали спуск.

На спуске ледник довольно крутой, до 35 градусов, по характеру напоминает взлет ледника к перевалу Кюрэтерский с востока. Но, в отличие от него, из-за того, что в верхней части он образует изгиб налево, там имеются довольно крупные трещины. К нашей удаче они все были хорошо видны и без труда обходятся по левому по ходу краю. Идем на кошках. По окончании участка с трещинами ледник круто падает вниз двухсотметровым склоном, который легко проходится. Через 30 минут спускаемся до морены. Снежные хлопья становятся более сырыми, и снегопад усиливается. Обедаем на моренном валу, наблюдая, как постепенно видимость исчезает, и во мгле тает находящийся в 100м перевальный взлет пер. Шатер.

За время обеда погода ухудшилась. Принимаем решение (как оказалось позже, очень правильное) ставить лагерь, хотя была идея пройти в этот день и перевал имени II съезда РСДРП.

Остаток дня отсиживались в палатке, почитывая отчеты и описания перевала, который был самым категорийным препятствием в горной части маршрута. Во время чтения выяснилось, что ледник Салищева, находящийся за перевалом, очень рваный и имеет множество крупных закрытых трещин, и что прохождение его в условиях недостаточной видимости является предприятием довольно опасным даже в летнее время. Цитата из книги Игошина — Уголова — Поросятникова «Хребет Черского. Массив Буордах»:… Дальше срединная морена на леднике кончается, а еще через 0,5 км ледник резко сужается до 60—70 м, крутизна его возрастает до 45°. Узкая горловина ледника испещрена поперечными трещинами шириной 1 м и более, следующими через каждые 10 — 15 м. Проход надо искать в осевой части горловины (необходима тщательная страховка). Длина этого участка 300 м... Также прочитали, что нормальных мест для ночевки вблизи перевала нет. Порадовались о том, что, хотя у нас был шанс быть застигнутыми непогодой или сумерками в самом неудобном месте, мы им не воспользовались. Вечером пили спирт и играли на гармошке. Спать легли рано. До вечера погода не изменилась. >ВЫСОТА, ТОЧКА СТОЯНКИ<.

Ледник Сумгина
Ледник Сумгина
Покурим карту
Покурим карту
Ледниковый ручей
Ледниковый ручей
Впереди перевал Шатер
Впереди перевал Шатер
Артефакты перевала шатер
Артефакты перевала Шатер
Пилить там больше нечего
Пилить там больше нечего
Склон на спуске с перевала Шатер
Склон на спуске с перевала Шатер

03.08.2008

Встали в 6-00, быстро собрались и вышли в 7-45. Погода идеальная: ясно, морозно. Ночью выпал снег, и кругом было белым-бело. Хрустальный серебряный воздух делал окружающий пейзаж контрастным под лучами только появившегося из-за хребта на востоке солнца. Там же, на востоке, виднелась забитая облаками долина р. Момы, а еще дальше едва проступали на горизонте силуэты Момского хребта.

Нужно было обойти небольшой кряж, выступавший между цирками перевалов Шатер и II съезда РСДРП (1Б*-2А, 2500). Мы думали, что это просто, но оказалось — не совсем. Путь напрямик перегораживал глубокий (20-30м) котлован с крутыми склонами из подвижных крупных камней. Он образовался, видимо, на месте ледникового озера, которое вытаяло в морене, а затем ушло вниз через подземный сток. Парни полезли напрямую, а я решил обойти по краю, что оказалось более просто и быстро. Когда я был на другой стороне, и перевал был передо мной, парни еще карабкались по дну котлована. Я стоял в тени, и находиться без движения было прохладно, поэтому я решил не ждать ребят и пошел по склону, довольно пологому, с ледяным основанием, присыпанному камнями, в сторону перевала. Склон длиной 200м плавно увеличивает наклон и переходит в крутой ледовый склон с вмороженными крупными камнями. Камни расположены удобно, и двигаться без кошек можно почти до самого кулуара длиной метров 300, который и ведет на перевал. Кулуар засыпан снегом, под которым находится голый лед. Дальше движение возможно только в кошках.

Пока я отдыхал и надевал кошки, парни выползли из котлована и были у подножья пологого склона. Несмотря на то, что солнце светило вовсю, было прохладно - сказывалась высота. Я решил не ждать парней и полез дальше. Кулуар довольно крут (30-35 градусов), и я шел, помогая себе ледорубом, вдоль левого по ходу края по 50-70 шагов с перерывом. Через шесть или семь рывков я оказался на маленькой пологой площадке, где кулуар раздваивался. Того, что в правом рукаве, было не видно из-за скальных выступов. Левый же рукав с увеличивавшейся крутизной через 30 метров уходил прямо на перевал. Я оставил рюкзак и пошел по правому отвороту, который упирался в почти вертикальную боковую мульду ледника Салищева (он же лед. Мельникова). Я находился ниже перевала примерно на 5 метров. Попробовал подняться на несколько метров на кошках и ледорубе. Без рюкзака получалось довольно легко. Поэтому я решил не идти по левому кулуару, путь по которому был хоть и положе, но длиннее. Вернулся к развилке, надел рюкзак затем по протореной дорожке вернулся и в несколько рывков взобрался на ледник. Вид и погода великолепны. Пока ребята поднимались, я нашел тур и в нем записку >СКАН ЗАПИСКИ><.

Группа собралась на перевале в 12-31. Видео с перевала. К этому моменту солнце уже палило, и пришлось даже намазаться кремом от загара. Написали записку. Связались и пошли, огибая глубокие трещины, и перепрыгивая узкие. Снега на леднике фактически нет, поэтому многочисленные трещины и разрывы все просматриваются. Через 40-50 минут пути ледник выполаживается, трещины исчезают. Описание ледника в книге Игошина - Углова - Поросятникова (см. выше) очень сильно преукрашено: в самом узком месте ледник имеет ширину метров 300 минимум, все трещины легко обходятся. В районе 14-00 делаем привал на обед. Просушиваем влажные спальники на солнце. И, передохнув и пообедав, примерно через час продолжаем спуск к Люнкидэ. Вскоре ледник заканчивается. После морены, на которой я еще раз сломал палку, спускаемся по высохшему руслу ручья, где хорошо прилаженные друг к другу камни образуют как бы лестницу, по которой очень удобно сходить. На реке имеется небольшая, около 100 м, наледь. А посередине русла выделяется островок (метров 20 на 20) из гранитных пород, обточенный до плавности линий рекою. Он возвышается над руслом на 2-3 метра. Видимо, гранит тверже других пород и не так подвергается эрозии. На его неровной поверхности образовались от дождей маленькие лужи-озера, на берегах которых произрастают мхи и даже некоторые виды цветов. Такой малый мир получается.

Мы вышли к реке около 18-00 и встали лагерем на мягкой мшистой поляне напротив этого гранитного островка. Отметка 1450. На ней уже кто-то до нас становился лагерем, но давно, так мы определили по наличию мусора между камнями. Около наледи на камне возвышался какой-то предмет, при ближайшем рассмотрении оказавшийся геологической палаткой, оставленной, видимо, оленеводами.

С юга дует довольно сильный ветер. Небо забивается облаками. Тепло. Скрипят коленки, мазал финалгоном. Легли около 21-00.>ВЫСОТА, ТОЧКА СТОЯНКИ<

Утро на леднике Лэкэр
Утро на леднике Лэкэр
Утро на леднике Лэкэр
Утро на леднике Лэкэр
Перевал Шатер
Перевал Шатер
Пер. имени II съезда РСДРП
Пер. имени II съезда РСДРП
Кулуар ведущий к перевалу
Кулуар ведущий к перевалу
Группа выходит на перевал
Группа выходит на перевал
Sla
Sla
Трещины на леднике Салищева
Трещины на леднике Салищева
На спуске
На спуске
На спуске
На спуске
На спуске
На спуске
Выходим на морену
Выходим на морену
Ледник Салищева
Ледник Салищева

04.08.2008

Встали в 7-00, двинулись в 8-30. Спускаемся вниз по р.Люнкидэ до места впадения ручья Косматый (левый приток Люнкидэ). Воздух прохладный, рельеф комфортный, поэтому идётся легко. Сразу по выходу переходим вброд реку и поднимаемся на террасу над рекой; через 5 км подходим к месту впадения ручья. Ручей ниспадает с ригеля высотой около 200 м по каменным плитам серией живописных водопадиков. Штурмуем ригель. Хотя уклон довольно крутой, идти легко, т.к. камни, по которым поднимаешься, не качаются и образуют удобные ступени. Забравшись на ригель, продолжаем путь то по левому, то по правому берегу ручья. Радует количество водопадов. Хотя некоторые из них облезать довольно трудоемко. К обеду на небе воцарилась переменная облачность, но ветра нет. Обедали в висячей долине перед мореной ледника. Морена, очень крутая, образована огромными глыбами, которые на поверку оказались весьма подвижными. Из кулуара справа по ходу периодически сходят камнепады, внося разнообразие в затишье дня, но до нас не достают. Часам к 4 добрались до первых языков ледника, с ледника Шнейдерова начал задувать легкий и прохладный ветерок, охлаждая разгоряченных нас. Я прибежал первый и успел порядком остыть, поджидая остальных. Надели кошки и продолжили путь. Впечатляют ледниковые реки – извилистый канал в теле ледника глубиной 3-4 метра с идеально отполированными стенами. Первое, что приходит на ум, – бобслейные трассы. На некоторых участках реки и сверху закрыты льдом и выдают себя лишь мощным шумом несущейся воды. Вот так берут свое начало реки. По таким ледяным мостам переходим несколько рек и поднимаемся все выше и выше к цирку перед перевалами Авангард (2Б), который с этой стороны выглядит очень безобидно, пер. Славутич (2А) и пер. Красноярова (1Б*, 2480), который мы собираемся пройти завтра по утру. Стены цирка, в котором лежит лед. Шнейдерова, производят впечаление весьма камнеопасных, поэтому долго ищем безопасное место для стоянки. Не доходя одного километра до перевала, находим на южной стороне ледника, в тени хребта, ровную площадку и становимся там лагерем. Время около 18-00, солнце еще светит на противоположный борт цирка. Сходили налегке до верхней части ледника посмотреть перевал и теперь развлекаемся готовкой ужина, спиртиком и наблюдением за частыми мини-камнепадами на той стороне цирка. Лагерь на высоте 2130 м. Дневной набор около 1000м. Холодный ветер усилился. У меня першит в горле – похоже, я простудился. Завтра предстоит трудный день.>ВЫСОТА, ТОЧКА СТОЯНКИ<

Долина р. Люнкидэ
Долина р. Люнкидэ
Ручей Косматый
Ручей Косматый
Ледник Шнейдерова
Ледник Шнейдерова
Ледник Шнейдерова
Ледник Шнейдерова
Ледниковая река
Ледниковая река
Ледник Шнейдерова
Ледник Шнейдерова
Перевалы Авангард (2Б), Славутич (2А) и Красноярова (1Б*)
Перевалы Авангард (2Б), Славутич (2А) и Красноярова (1Б*)

05.08.2008

Встали очень рано - в 6-00 и в последствии не пожалели об этом. Вышли в 7-35. Небо закрыто облаками, но довольно высокими. Видимость не пропала. Ветра нет. Довольно тепло. Простуда колбасит жестко, за завтраком выпил терафлю с аскорбинкой, надеюсь, что до перевала хватит. Под перевальный взлет и первые 20 метров набора по нему поднимались в кошках. Затем, когда поверх льда появилась осыпь, я кошки снял, о чем сразу пожалел, т.к. тонкий слой осыпи практически на льду не держался, и при каждом шаге приходилось съезжать вниз почти на то же расстояние, на какое поднялся. Так, промучавшись метров 50-70, наконец попал на более толстый слой осыпи, которая уже держала, и дальнейший подъем не составлял труда. Когда вся группа уже начала подъем на перевальный взлёт, на противоположной стороне цирка начался грандиозный камнепад, простреливающий значительную часть территории ледника Шнейдерова. Мы порадовались, тому, что, во-первых, он начался уже после того, как мы покинули ледник, а, во-вторых, тому, что место под палатку действительно оказалось безопасным. Я пошел прямо в лоб под скалу-жандарм и затем налево, огибая ее, а затем траверсом в сторону перевальной седловины. Так спешил, чтобы простуда не помутила мысли, что пришел первым. В процессе подъема погода все сильнее портилась, точнее, облака начали опускаться. Когда все собрались у тура на перевале, видимость начала ухудшаться. На перевале были в 9-00. Видео с перевала. Распатронили тур, нашли записку, датированную 1990 годом >СКАН ЗАПИСКИ И ИНФУ ПО НЕЙ<. Быстро написали свою записку и начали спуск.

Очень крутой осыпной склон кроваво-красного цвета уходил вниз перед нами; посреди него — скальная гряда. Ребята пошли вперед и стали огибать скалы по левому кулуару, я оказался справа от нее и решил не подниматься назад, чтобы обойти ее как все — слева, а пойти правым кулуаром, а точнее щелью. Она привела меня на скалы, спускающиеся несколькими узкими полутораметровыми ступенями в выходной кулуар. Щель довольно узкая. Я снял рюкзак и сперва сбрасывал его на более низкую ступень, а потом спускался сам. На третьей ступени рюкзак ушел у меня вниз, весело подпрыгивая. Парни уже к тому моменту спустились до слияния их кулуара с моим и были несколько встревожены пролетевшим мимо них рюкзаком. Я крикнул, что все нормально, ничего не случилось, и продолжил спуск. Последняя ступень оказалась довольно высокой – около 2 м. Пришлось спускаться в распорку, хорошо, что щель узкая. Мораль: на спуске с Красноярова держись левее и никогда не отрывайся от коллектива. Встреча с парнями была радостной! Следующие 300м спуска я шел налегке, и указанные в описании перевала бараньи лбы, дающие ему категорийность 1Б*, не заметил, т.к. после моих ступенек они препятствием не казались, и, кроме того, я шел без рюкзака. Мой рюкзак нашелся в 300 м ниже, застрявшим между парой скал. Ущерб был небольшим: несколько царапин на ледорубе: он был снаружи, помятый чуть-чуть котелок, оторванная крышка батарейного отсека у фотоаппарата и несколько разрезов на рюкзаке. В целом отделался легко по всем параметрам.

Далее спускаемся слалом по крутому широкому кулуару, вымощенному среднего размера подвижной сыпухой. Все вокруг имеет кроваво-красный, а иногда и алый оттенок. Видимо, много железа в породе. Облака ниже и ниже, и к середине спуска верхушки и наш перевал уже скрыты в облаках. На последней трети спуска начинает идти дождь. Радуемся, что не поленились встать раньше и пройти перевал поутру. Сбросили 700м высоты, спустились в долину ручья Ветвистый и далее спускались по нему под дождем. Ручей течет в каньоне, но воды мало, и идти по ручью несложно и очень интересно, т.к. путь разнообразен. По пути обедаем на полянке под нависшей скалой слева. Дождь то начинается, то прекращается. На подходе к долине реки Буордах нас даже окатило ливнем. Я температурю и устал, поэтому иду как во сне. Но конец близок, и вскоре, миновав негустые заросли кедрового стланика и срезав через кряж, проходим еще 3 км вверх по Буордаху и встаем в 18-00. По долине идти очень легко. В 20-00 дождь перестает, и даже выглядывает солнце. Долина Буордах в этом месте очень красивая – широкая, свежей зеленью контрастирующая с суровыми ледниками. Есть даже голубика и другие радости. Во сколько встали лагерем - не помню, весь болю, 13 ходовой день. Ем и валюсь спать. За день сбросили 1400м. >ВЫСОТА, ТОЧКА СТОЯНКИ, СКОКА ПРОШЛИ ЗА ДЕНЬ<

Вид с пер. Красноярова в сторону долины р. Буордах
Вид с пер. Красноярова в сторону долины р. Буордах
Кулуар пер. Красноярова от руч. Ветвистый
Кулуар пер. Красноярова от руч. Ветвистый
Отдыхаем на спуске
Отдыхаем на спуске
Каньон руч. Ветвистый
Каньон руч. Ветвистый
Долина р. Буордах
Долина р. Буордах

Наши благодарные и сердечные приветы: