Итак, приключения начались с первых минут поездки. За 45 минут до отправления поезда, позвонил Серега Гаврилов и сказал, что забыл палатку, и так как ему пришлось возвращаться, то минут через 45-50 он подъедет. Обрадованный этим я позвонил Сергею Радолитскому, у которого были наши билеты на электропоезд повышеной комфортности Санкт-Петербург - Бабаево. Сергей радостно сообщает мне, что поломался и идет пешком в районе площади Александра Невского. Он просил, чтобы кто-нибудь подъехал и взял у него билеты, на случай если он не успеет добежать. Поскольку "кто-нибудь" - это только я, мне пришлось хватать велосипед и ехать. Было уже 15-00 и поезд подали к посадке. На выходе я столкнулся с Серегой Гавриловым, который как-то подозрительно быстро приехал. Палатку он таки захватил, а вот кружку, миску, ложку забыл. Он взял у меня мой рюкзак и я налегке съездил к Радолитскому за билетами.
Все собрались на платформе в 15-10. До отправления остается 5 минут. Но творится что-то странное. В нашем седьмом вагоне у дверей давка, и медлительный проводник, не торопится пропускать пассажиров в вагоны. Уже прозвучала команда "Двери закрываются!", а поезд по прежнему стоит у перрона. Мы зажаты в толпе желающих сесть. Ее давление все больше и больше увеличивается с каждой минутой задержки. Народное возмущение также растет. Наконец, кое-как протискиваемся в вагон и ставим байки в нерабочем тамбуре, который достаточно широк, чтобы вместить 4 велосипеда и вещи. А у дверей скандал набирает силу и размеры. Оказывается раньше проводники поощряли оплату проезда непосредственно в вагонах, т.е. без предварительной покупки билетов. А в этот раз сажали только по билетам. Что оставалось делать пассажирам привыкшим к старым порядкам? Взять вагон штурмом! Что они и сделали, сметая на своем пути проводников и охранников. Пока разбирались с безбилетниками время задержки уже соствило около 50 минут. В итоге через час, таки тронулись.
Я пошел в вагон-ресторан, а Сергей Радолитский в тамбур, разбирать свою планетарную втулку. Пиво в буфете стоит 30р. Купил 4 пива и вернулся. К этому моменту стало ясно, что у Сереги сорвало заднюю звездочку и ехать он без ее замены не может. Все начали придумывать, различные варианты. Остановились на том, что Серегин сын отправит запас звездочек остававшийся в Питере с проводником вологодского поезда, прибывающего в Ефимовский около 2 часов ночи.
Часов в восемь вечера приехали в Ефимовский. Успели в магазин; там затарили продуктов и вина. Пока закупались, Серж поймал местных пацанов и те за 50р, "подогнали" ему столь необходимую звездочку. На ней он кстати успешно проехал весь оставшийся маршрут.
Решили становится на стоянку у памятника Петру Первому. Километрах в 5 от станции направо от дороги уходит грунтовка; проехав по ней примерно километр до берега Тихвинского канала выехали к памятнику. Памятник производит сильное впечатление, особенно в ночи; его безусловно стоит посмотреть. Разбили лагерь, сварили пшеничку с тушенкой и обильно запили все водкой с черри. Потом "кололи" Серегу Радолитского, на предмет того, что он взял с собой для переправы через броды. Не "раскололи". Потом фотографировались. Снимали друг друга и памятник. Потом все пошли спать, а Серега поехал встречать поезд. Спал я хорошо, но проснулся почему-то в одном носке. Ночью был дождь.
06.11.2004Проснулись в 6-00. Сыро, темно, холодно, да еще намеки на похмелье. Тем не менее долго не тупили и в 8-12 уже были на колесах. С утра оказалось, что асфальтовая дорога идет только до поворота к памятнику. Дальше начался грейдер. По нему и поехали. Пересекли Тихвинский канал. Миновали Ростань, Пятино, Койгуши. Грейдер становился то лучше, то хуже, поэтому ехать было совсем не скучно. Трафика почти нет, одна-две машины в час. Мелкий дождь сменялся ливнем, который потом снова стихал. Деревеньки - все небольшие и малообитаемые. Многие дома покосились и пообрушились. Ощущение ветхости окружающего, но при этом какого-то уюта не покидало меня. Стога сена на лугах, косые изгороди.
Из тех домов в которых еще обитали люди, одни были покинуты, видимо до весны, в других теплилась жизнь. С одного из дворов за нами кинулась лайка, но после меткого удара пяткой, решила прекатить преследование. Дорога петляет по холмам, проходя мимо множества живописных озер, окаймленных рамкой из пожухлой травы и желтого тростника, и окруженных обнаженным осенним лесом. Идилия продолжалась недолго - Эш пробил покрышку. Как только сели штопаться, начался ветер, разогнавший облака, и нам удалось разглядеть голубое небо, а один раз даже мелькнуло солнце. На остановках довольно быстро остываешь, поэтому старались особо не тормозить. Около 2 часов добрались до Радогощи. Это довольно крупный поселок, в котором имеется неплохой магазин.В магазине теплая печка, вчерашний хлеб, позавчерашняя выпечка, пиво, водка и наливка. Местный люд, довольно благожелательный, интересуется куда едем и откуда. Но в глубине души, мне кажется, все таки считают нас ненормальными. Ну да и фиг с ними. Пообедали тут же в магазине. Наслушались рассказов о том, какая хреновая дорога предстоит нам дальше. В душе порадовались и поехали дальше. Не успели отъехать и на пару километров, как вновь слышим до боли знакомй звук лопающейся покрышки Эша. Зашили и переставили на переднее колесо, дальнейший путь она нас не беспокоила. Из-за низкой облачности и дождя уже в 4ом часу начало темнеть. Мы как раз добрались до Прокушево, где мы должны были сойти с грейдера и углубится в вепские дебри, чтобы, как сказал Серега Гаврилов, "там огребсти".
Вообще-то, исходно я собирался пробиваться к Корвале через Сидорово- Саньков Бор - Красный Бор. Вариант через Шейкино - Сяргозеро предложил Ash, начитавшийся каких-то отчетов, из которых якобы следовало, что дорога до Сяргозера и дальше существует. Я повелся на это по двум причинам. Во-первых, в целом такой вариант выглядел интереснее (пара совсем заброшенных деревень по дороге и характер местности холмистый, а не болотистый). Во-вторых, почти все отвороты от основной дороги, которые мы видели до момента принятия рокового решения, были в усмерть раскатаны лесовозами, тогда как дорога на Шейкино (Шигола) проиводила очень приятное впечатление на первом своем километре. Увы, это это была очевидная ошибка: Корвала - обитаемая деревня, и следовало бы догадаться, что туда должна должна быть дорога, по которой пройдет хоть какая-нибудь машина. Наша же дорога (как стало ясно после первого километра пути) - не такая.
И как командир сказал так и было. Мы углубились и сразу начали огребать. Кстати, к тому моменту Серега, повторил мой зимний подвиг - он натер задницу! Лесная дорога, с глубокими, по колено, лужами, постепенно превращалась в тропу. Ее время от времени пересекали довольно глубокие ручьи. Ехать было невозможно - мы шли. Серж Радолитский предусмотрительно скрутил педали.
Первые 4 километра пути мы прошли еще посветлу. А вот оставшиеся 4 пришлось делать в темноте при свете налобников. В конце концов, дорога вывела нас на какую-то широкую поляну (урочище Усторонье) и в ней растворилась. То, что нам удалось разглядеть, это была устроенная на деревьях площадка (охотничья засада) и геодезический знак, охранявшийся государством. Серж Гаврилов и Эш пошли налегке искать дорогу, а мы остались их ждать. Впереди, в соответствии с Генштабовской 500метровкой пятидедесятых годов, должна быть протока, соединяющая 2 озера, через которую должен быть перектинут мост. На мост мы конечно не расчитывали, но не расчитывали также и на то, что к протоке будет просто не подойти ближе чем метров на 300. Похолодало, мокрые ноги мерзли, чай не грел. Вернулись разведчики, сказали, что дороги нет, зато есть болото - с трясиной по пояс. Да, увы, не было ни моста, ни даже намеков на дорогу. Болото не позволяло приблизиться к протоке и вообще производило крайне неприятное впечатление: похоже, если туда идти, надо класть гать. Это был самый худший из возможных вариантов. Надо было возвращатся в Прокушево. Возвращение решили оставить до утра, т.к. не было ни сил, ни желания.
Лагерь разбили отойдя метров на 900 от поляны у ближайшего ручья. Ужинали под дождем, макаронами (их очень любит Серега) с тушенкой. Запивали перцовкой, черри и водкой. Сергей Радолитский предоставил "гвоздь стола" - банку оливок фаршированых миндалем. Это было супер! Опять "кололи" Серегу Радолитского, на предмет того, что он взял с собой для переправы через броды. Снова "расколоть" не удалось. Спал опять хорошо. Ночью шел дождь.
07.11.2004Поднялись в 6 утра. Завтрак был "по-английски" - овсянка с тушенкой. Серега Гаврилов обнаружил, что пока таскал вечером велосипед - сломал себе спицу. Откусили ее кусачками и вышли в 8-30. Потом 2 часа перлись обратно, но при свете дня все было более оптимистично. И если бы не дождь и сырость в ботинках, я бы был в восторге, а так мне просто понравилось. Думается всем тоже.
Из Прокушево доехали до Сидорово. Там тоже есть магазин, но в выходной он работает только с 14 до 15. Решили не ждать и поехали в Саньков Бор. Дорога туда идет лесовозная, очень рекомендую ценителям. Поначалу грязь скрывала около трети колеса и была жидкой, потом стала гуще и кое-где приходилось спешиваться.
Примерно через полтора километра этой дороги мой конь меня предал. Когда я пытался вырватся из грязевых объятий очередной лужи, то услышал странный хруст в районе заднего переключателя и у меня заклинило колесо. При рассмотрении, оказалось что сломался "петух". Не долго думая переделали мой 27 скоростной велосипед в Single-speed. Хорошее сочетание 2-5.
Потихоньку двинулись дальше, но уже через 2 км у меня порвалась цепь. Переклепали, а через 3 км произошло тоже самое. У меня кончились сигареты, а Серега превзошел самого себя и натер все, что только можно натереть. У Эша были примерно те же проблемы. Постепенно приходило понимание, что изначально планировавшийся маршрут мы не пройдем. Придется использовать, запасной вариант и попытаться до вечера следующего дня добраться до Заборья, чтобы попытаться уехать оттуда.
Тем не менее, Сергей Гаврилов и Эш решили налегке разведать, есть ли дорога от Красного Бора до Корвалы и какая она по качеству. Мы с Сергеем Радолитским остались с вещами, чинится и готовить обед. У Сергея, кстати тоже начались какие-то проблемы с велосипедом - постоянно слетала цепь. Ждали долго - сожгли три сушины. А тем временем пошел снег.
До Санькова Бора оставалось километров пять. Мы с Ash'ем бодро тронулись в путь налегке. Сначала дорога еще кое как напоминала проезжую, но, по мере приближения к Санькову Бору, она становаилась все более и более интересной. Встречались участки, где грязи были аж выше втулок; как ни странно, через них можно было зачастую даже ехать. Дорога идет по сильно пересеченной местности, перед Саньковым Бором - особенно грязный участок, идущий вдоль берега весьма живописного озера - Святозера. В итоге, доехав до Санькова Бора, мы основательно удолбались. Положение усугублялось тем, что мы не взяли с собой никакой еды. Решили ехать дальше, чтобы все-таки разведать дорогу на Корвалу. Следов узкоколейки из Заборья, обозначенной на карте, мы даже не заметили. Еще километр: проезжаем Красный Бор, переезжаем мост через Колпь, и вот она - желанная дорога! Через сосновый бор идет прекрасная лесная дорога без всяких следов лесовозов на ней. Это дорога на Корвалу, куда мы так стремились. Но, увы, в этот раз туда мы уже не попадем. Начинает смеркаться, едем назад.
Отъехав метров пятьсот от Красного Бора, Ash начинает собирать какие-то булыжники прямо с дороги, утверждая, что это древние окаменелости. Поначалу я решил, что у него от усталости съехала крыша и он чудит, но потом присмотрелся к его действиям более внимательно. Окаменелости было две. Первый экземпляр - губчатый камень, в котором просматривались инородные фрагменты сантиметров 5 в диаметре, действительно напоминавшие ракушки. Второй экземпляр - камень идельно яйцевидной формы. Ash утверждал, что это - яйцо динозавра. В одном месте поверхность камня была повреждена, словно сколота скорлупа, под которой обнарудивался губчатый материал. Ash водрузил яйцо себе на багажник, а мне отдал ракушки. Скоро совсем стемнело. Ехать сил уже не было, и мы пошли пешком. Начался снег.
Когда с первыми сумерками вернулись гонцы, я уже успел заклепаться, но Серегина выжимка пала смертью храбрых в неравном бою. Оказалось, что ракушки были утрачены где-то на дороге, а яйцо благополучно доехало. Несмотря на то, что кто-то выдвинул гипотезу, что яйцо (если оно действительно яйцо) может стоить не одну сотню баксов, везти его в город никто не захотел. Заложили яйцо под дерево, сняли координаты. Быстро докипятили воду и пообедали. Уже в темноте под усиливающимся снегом побрели обратно в Сидорово. Отойдя от Сидорово на километр и встали на ночлег на возвышенности за мостом через реку Лидь. Ели, но не пили - все кончилось. Спал хорошо, но было сыро, т.к. спальник за несколько дней уже успел отсыреть. Ночью шел снег.
08.11.2004Проснулись как всегда. На завтрак доели последние макароны и тушенку. В 8-00 вышли. Сразу выяснилось, что сломался байк Сергея Радолитского: постоянно слетала цепь с ведущей звездочки. Договорились, что он пойдет в Сидорово и попытается эвакуироватсья на какой-нибудь машине. Разделили остатки продуктов и расстались. Снова начал сыпать снежок. Первые километры проходили по высокой местности и дорога радовала. Постепенно местность понижалась и становилось все сырее и сырее. Глубокие лужи и вязкий песок, на протяжении 35 километров, кое-где сменялись более-менее приличной дорогой. Но до поселка Ольеши характер покрытия, а точнее, его отсутствие, оставалось неизменным. На одной из остановок, я обнаружил, что снова расклепалась цепь и все держится на половинке звена. Было решено не терять времени и "пока держит" ехать. Вскоре встретили пьяного тракториста на тракторе. Он был настолько пьян, что видимо, сперва принял нас за трех "белочек". Но потом недоразумение прошло. Он угостил меня сигаретами и пожелал нам удачной дороги. При переезде через узкоколейку обнаружили, что узкоколейки собственно и здесь нет - разобрана. В целом, участок дороги до Ольеши исключительно приятен.
В Ольеши въехали около 13-30, это - довольно крупный поселок с двумя магазинами, трехэтажными кирпичными домами и кусочком асфальта, по которому нам так и не довелось проехать. У магазина мы сделали перекус, узнали что Волховстроевский поезд из Заборья уходит в 16-05, и что до Заборья осталось 27км.
После Ольеши грейдер становится намного лучше. Обед здорово прибавил сил. И с крейсерской скоростью около 20км/ч, мы постепенно приближались к концу нашего путешествия.
Уже перед Заборьем, останавливаемся на санитарную остановку и в этот момент нас догоняет, чудесным образом починившийся Сергей Радолитский. Радости нашей не было предела!
До поезда успеваем переодется, отмыть байки и отогрется у печки в заднии вокзала. В магазине купили товары в дорогу. Попутно я узнал, что все эти три дня мы были не в России, а в Вепсляндии, об этом гласила надпись на стене вокзала.
Электричка пришла почти вовремя. Народу немного, влезли и разместились спокойно. Через 4 часа мы в Волховстрое. Успеваем перебежать в согласованную эл-ку до Питера. Пока ехали, снова пытались узнать у Сереги, что-же он взял для преодоления бродов. Опять безрезультатно. А в начале двенадцатого мы с Эшем уже выходили из поезда на Сортировочной. На платформе встретили Таньку Шишеву, с которой я доехал до пр.Гагарина. Только мы распрощались и она поехала к дому, как цепь выдержавшая 70 км тяжелого грейдера, в очередной раз порвалась. Байк пришлось оставить у друга на Московской, а самому пешком возвращаться домой.
ВыводыХотя запланированный маршрут пройти не удалось, тем не менее он проходим, если при планировании уделять больше внимания срокам прохождения технически сложных участков. Рекомендуемое время прохождения маршрута - либо лето - начало осени, когда дороги еще остаются сухими, либо после первых серьезных осенних заморозков, когда замерзают лужи и дорога становится менее вязкой. На наш взгляд, оптимальным будет движение по маршруту Заборье - Ольеши - Сидорово - Саньков Бор - Красный Бор и далее на Корвалу. Причем до Красного Бора абсолютно реально доехать за один день.
В итоге сложилось стойкое мнение, что надо лучше учить и готовить матчасть. Наши материальные потери в этом походе были следующими: 1 задняя звездочка, 1 покрышка, 2 камеры, 5 пар колодок, 1 спица, 1 петух, 1 трижды рваная цепь.