Велопоход по Вепсовской возвышенности (Ефимовское-Сидорово-Заборье) 05-08.11.2004


Дата:
05-08.11.2004

Планировавшийся маршрут:
Ефимовский - Росстань - Пятино - Койгуши - Борисовщина - Радогощь - Боброзеро - Пожарище - Пелуши - Прокушево -
Осн. вариант
- Шейкино - Сяргозеро - Корвала
Альт. вариант
- Лахта - Сидорово - Саньков Бор - Красный Бор - Корвала - Нойдала
Осн. вариант
- Нюрговичи - Берег - Корбеничи
Альт. вариант
- Долгозеро - Харагеничи - Корбеничи

- Озоровичи - Мартыново - Хмелеозеро - Красный Бор - Тервеничи - Явшиницы - - Алеховщина
Осн. вариант
-Оять Волховстроевский
Альт. вариант
-Лодейное Поле

Пройденный маршрут:
Ефимовский-Ростань-Радогощь-Прокушево-Сидорово-Красный Бор-Сидорово-Белая-Ольеши-Лиственка-Заборье

Команда:
Гаврилов Сергей(serge_g, рук),
Клюкин Александр (Ash),
Радолитский Сергей (serzh),
Якунин Вячеслав (Sla)

Дистанция:
190 км

Покрытие:
2% асфальт, 75% грейдер низкого качества, 15% лесовозные дороги, 8% лесные тропы

Отчет
Да... Погода была хорошая!
Помнишь, один раз мы видели солнце...


(Из обсуждения прошедшего похода в электричке)

05.11.2004

Итак, приключения начались с первых минут поездки. За 45 минут до отправления поезда, позвонил Серега Гаврилов и сказал, что забыл палатку, и так как ему пришлось возвращаться, то минут через 45-50 он подъедет. Обрадованный этим я позвонил Сергею Радолитскому, у которого были наши билеты на электропоезд повышеной комфортности Санкт-Петербург - Бабаево. Сергей радостно сообщает мне, что поломался и идет пешком в районе площади Александра Невского. Он просил, чтобы кто-нибудь подъехал и взял у него билеты, на случай если он не успеет добежать. Поскольку "кто-нибудь" - это только я, мне пришлось хватать велосипед и ехать. Было уже 15-00 и поезд подали к посадке. На выходе я столкнулся с Серегой Гавриловым, который как-то подозрительно быстро приехал. Палатку он таки захватил, а вот кружку, миску, ложку забыл. Он взял у меня мой рюкзак и я налегке съездил к Радолитскому за билетами.

Все собрались на платформе в 15-10. До отправления остается 5 минут. Но творится что-то странное. В нашем седьмом вагоне у дверей давка, и медлительный проводник, не торопится пропускать пассажиров в вагоны. Уже прозвучала команда "Двери закрываются!", а поезд по прежнему стоит у перрона. Мы зажаты в толпе желающих сесть. Ее давление все больше и больше увеличивается с каждой минутой задержки. Народное возмущение также растет. Наконец, кое-как протискиваемся в вагон и ставим байки в нерабочем тамбуре, который достаточно широк, чтобы вместить 4 велосипеда и вещи. А у дверей скандал набирает силу и размеры. Оказывается раньше проводники поощряли оплату проезда непосредственно в вагонах, т.е. без предварительной покупки билетов. А в этот раз сажали только по билетам. Что оставалось делать пассажирам привыкшим к старым порядкам? Взять вагон штурмом! Что они и сделали, сметая на своем пути проводников и охранников. Пока разбирались с безбилетниками время задержки уже соствило около 50 минут. В итоге через час, таки тронулись.

Я пошел в вагон-ресторан, а Сергей Радолитский в тамбур, разбирать свою планетарную втулку. Пиво в буфете стоит 30р. Купил 4 пива и вернулся. К этому моменту стало ясно, что у Сереги сорвало заднюю звездочку и ехать он без ее замены не может. Все начали придумывать, различные варианты. Остановились на том, что Серегин сын отправит запас звездочек остававшийся в Питере с проводником вологодского поезда, прибывающего в Ефимовский около 2 часов ночи.

Часов в восемь вечера приехали в Ефимовский. Успели в магазин; там затарили продуктов и вина. Пока закупались, Серж поймал местных пацанов и те за 50р, "подогнали" ему столь необходимую звездочку. На ней он кстати успешно проехал весь оставшийся маршрут.

Решили становится на стоянку у памятника Петру Первому. Километрах в 5 от станции направо от дороги уходит грунтовка; проехав по ней примерно километр до берега Тихвинского канала выехали к памятнику. Памятник производит сильное впечатление, особенно в ночи; его безусловно стоит посмотреть. Разбили лагерь, сварили пшеничку с тушенкой и обильно запили все водкой с черри. Потом "кололи" Серегу Радолитского, на предмет того, что он взял с собой для переправы через броды. Не "раскололи". Потом фотографировались. Снимали друг друга и памятник. Потом все пошли спать, а Серега поехал встречать поезд. Спал я хорошо, но проснулся почему-то в одном носке. Ночью был дождь.

06.11.2004

Проснулись в 6-00. Сыро, темно, холодно, да еще намеки на похмелье. Тем не менее долго не тупили и в 8-12 уже были на колесах. С утра оказалось, что асфальтовая дорога идет только до поворота к памятнику. Дальше начался грейдер. По нему и поехали. Пересекли Тихвинский канал. Миновали Ростань, Пятино, Койгуши. Грейдер становился то лучше, то хуже, поэтому ехать было совсем не скучно. Трафика почти нет, одна-две машины в час. Мелкий дождь сменялся ливнем, который потом снова стихал. Деревеньки - все небольшие и малообитаемые. Многие дома покосились и пообрушились. Ощущение ветхости окружающего, но при этом какого-то уюта не покидало меня. Стога сена на лугах, косые изгороди.


Из тех домов в которых еще обитали люди, одни были покинуты, видимо до весны, в других теплилась жизнь. С одного из дворов за нами кинулась лайка, но после меткого удара пяткой, решила прекатить преследование. Дорога петляет по холмам, проходя мимо множества живописных озер, окаймленных рамкой из пожухлой травы и желтого тростника, и окруженных обнаженным осенним лесом. Идилия продолжалась недолго - Эш пробил покрышку. Как только сели штопаться, начался ветер, разогнавший облака, и нам удалось разглядеть голубое небо, а один раз даже мелькнуло солнце. На остановках довольно быстро остываешь, поэтому старались особо не тормозить. Около 2 часов добрались до Радогощи. Это довольно крупный поселок, в котором имеется неплохой магазин.

В магазине теплая печка, вчерашний хлеб, позавчерашняя выпечка, пиво, водка и наливка. Местный люд, довольно благожелательный, интересуется куда едем и откуда. Но в глубине души, мне кажется, все таки считают нас ненормальными. Ну да и фиг с ними. Пообедали тут же в магазине. Наслушались рассказов о том, какая хреновая дорога предстоит нам дальше. В душе порадовались и поехали дальше. Не успели отъехать и на пару километров, как вновь слышим до боли знакомй звук лопающейся покрышки Эша. Зашили и переставили на переднее колесо, дальнейший путь она нас не беспокоила. Из-за низкой облачности и дождя уже в 4ом часу начало темнеть. Мы как раз добрались до Прокушево, где мы должны были сойти с грейдера и углубится в вепские дебри, чтобы, как сказал Серега Гаврилов, "там огребсти".

Вообще-то, исходно я собирался пробиваться к Корвале через Сидорово- Саньков Бор - Красный Бор. Вариант через Шейкино - Сяргозеро предложил Ash, начитавшийся каких-то отчетов, из которых якобы следовало, что дорога до Сяргозера и дальше существует. Я повелся на это по двум причинам. Во-первых, в целом такой вариант выглядел интереснее (пара совсем заброшенных деревень по дороге и характер местности холмистый, а не болотистый). Во-вторых, почти все отвороты от основной дороги, которые мы видели до момента принятия рокового решения, были в усмерть раскатаны лесовозами, тогда как дорога на Шейкино (Шигола) проиводила очень приятное впечатление на первом своем километре. Увы, это это была очевидная ошибка: Корвала - обитаемая деревня, и следовало бы догадаться, что туда должна должна быть дорога, по которой пройдет хоть какая-нибудь машина. Наша же дорога (как стало ясно после первого километра пути) - не такая.

И как командир сказал так и было. Мы углубились и сразу начали огребать. Кстати, к тому моменту Серега, повторил мой зимний подвиг - он натер задницу! Лесная дорога, с глубокими, по колено, лужами, постепенно превращалась в тропу. Ее время от времени пересекали довольно глубокие ручьи. Ехать было невозможно - мы шли. Серж Радолитский предусмотрительно скрутил педали.

Первые 4 километра пути мы прошли еще посветлу. А вот оставшиеся 4 пришлось делать в темноте при свете налобников. В конце концов, дорога вывела нас на какую-то широкую поляну (урочище Усторонье) и в ней растворилась. То, что нам удалось разглядеть, это была устроенная на деревьях площадка (охотничья засада) и геодезический знак, охранявшийся государством. Серж Гаврилов и Эш пошли налегке искать дорогу, а мы остались их ждать. Впереди, в соответствии с Генштабовской 500метровкой пятидедесятых годов, должна быть протока, соединяющая 2 озера, через которую должен быть перектинут мост. На мост мы конечно не расчитывали, но не расчитывали также и на то, что к протоке будет просто не подойти ближе чем метров на 300. Похолодало, мокрые ноги мерзли, чай не грел. Вернулись разведчики, сказали, что дороги нет, зато есть болото - с трясиной по пояс. Да, увы, не было ни моста, ни даже намеков на дорогу. Болото не позволяло приблизиться к протоке и вообще производило крайне неприятное впечатление: похоже, если туда идти, надо класть гать. Это был самый худший из возможных вариантов. Надо было возвращатся в Прокушево. Возвращение решили оставить до утра, т.к. не было ни сил, ни желания.

Лагерь разбили отойдя метров на 900 от поляны у ближайшего ручья. Ужинали под дождем, макаронами (их очень любит Серега) с тушенкой. Запивали перцовкой, черри и водкой. Сергей Радолитский предоставил "гвоздь стола" - банку оливок фаршированых миндалем. Это было супер! Опять "кололи" Серегу Радолитского, на предмет того, что он взял с собой для переправы через броды. Снова "расколоть" не удалось. Спал опять хорошо. Ночью шел дождь.

07.11.2004

Поднялись в 6 утра. Завтрак был "по-английски" - овсянка с тушенкой. Серега Гаврилов обнаружил, что пока таскал вечером велосипед - сломал себе спицу. Откусили ее кусачками и вышли в 8-30. Потом 2 часа перлись обратно, но при свете дня все было более оптимистично. И если бы не дождь и сырость в ботинках, я бы был в восторге, а так мне просто понравилось. Думается всем тоже.

Из Прокушево доехали до Сидорово. Там тоже есть магазин, но в выходной он работает только с 14 до 15. Решили не ждать и поехали в Саньков Бор. Дорога туда идет лесовозная, очень рекомендую ценителям. Поначалу грязь скрывала около трети колеса и была жидкой, потом стала гуще и кое-где приходилось спешиваться.

Примерно через полтора километра этой дороги мой конь меня предал. Когда я пытался вырватся из грязевых объятий очередной лужи, то услышал странный хруст в районе заднего переключателя и у меня заклинило колесо. При рассмотрении, оказалось что сломался "петух". Не долго думая переделали мой 27 скоростной велосипед в Single-speed. Хорошее сочетание 2-5.

Потихоньку двинулись дальше, но уже через 2 км у меня порвалась цепь. Переклепали, а через 3 км произошло тоже самое. У меня кончились сигареты, а Серега превзошел самого себя и натер все, что только можно натереть. У Эша были примерно те же проблемы. Постепенно приходило понимание, что изначально планировавшийся маршрут мы не пройдем. Придется использовать, запасной вариант и попытаться до вечера следующего дня добраться до Заборья, чтобы попытаться уехать оттуда.

Тем не менее, Сергей Гаврилов и Эш решили налегке разведать, есть ли дорога от Красного Бора до Корвалы и какая она по качеству. Мы с Сергеем Радолитским остались с вещами, чинится и готовить обед. У Сергея, кстати тоже начались какие-то проблемы с велосипедом - постоянно слетала цепь. Ждали долго - сожгли три сушины. А тем временем пошел снег.

До Санькова Бора оставалось километров пять. Мы с Ash'ем бодро тронулись в путь налегке. Сначала дорога еще кое как напоминала проезжую, но, по мере приближения к Санькову Бору, она становаилась все более и более интересной. Встречались участки, где грязи были аж выше втулок; как ни странно, через них можно было зачастую даже ехать. Дорога идет по сильно пересеченной местности, перед Саньковым Бором - особенно грязный участок, идущий вдоль берега весьма живописного озера - Святозера. В итоге, доехав до Санькова Бора, мы основательно удолбались. Положение усугублялось тем, что мы не взяли с собой никакой еды. Решили ехать дальше, чтобы все-таки разведать дорогу на Корвалу. Следов узкоколейки из Заборья, обозначенной на карте, мы даже не заметили. Еще километр: проезжаем Красный Бор, переезжаем мост через Колпь, и вот она - желанная дорога! Через сосновый бор идет прекрасная лесная дорога без всяких следов лесовозов на ней. Это дорога на Корвалу, куда мы так стремились. Но, увы, в этот раз туда мы уже не попадем. Начинает смеркаться, едем назад.

Отъехав метров пятьсот от Красного Бора, Ash начинает собирать какие-то булыжники прямо с дороги, утверждая, что это древние окаменелости. Поначалу я решил, что у него от усталости съехала крыша и он чудит, но потом присмотрелся к его действиям более внимательно. Окаменелости было две. Первый экземпляр - губчатый камень, в котором просматривались инородные фрагменты сантиметров 5 в диаметре, действительно напоминавшие ракушки. Второй экземпляр - камень идельно яйцевидной формы. Ash утверждал, что это - яйцо динозавра. В одном месте поверхность камня была повреждена, словно сколота скорлупа, под которой обнарудивался губчатый материал. Ash водрузил яйцо себе на багажник, а мне отдал ракушки. Скоро совсем стемнело. Ехать сил уже не было, и мы пошли пешком. Начался снег.

Когда с первыми сумерками вернулись гонцы, я уже успел заклепаться, но Серегина выжимка пала смертью храбрых в неравном бою. Оказалось, что ракушки были утрачены где-то на дороге, а яйцо благополучно доехало. Несмотря на то, что кто-то выдвинул гипотезу, что яйцо (если оно действительно яйцо) может стоить не одну сотню баксов, везти его в город никто не захотел. Заложили яйцо под дерево, сняли координаты. Быстро докипятили воду и пообедали. Уже в темноте под усиливающимся снегом побрели обратно в Сидорово. Отойдя от Сидорово на километр и встали на ночлег на возвышенности за мостом через реку Лидь. Ели, но не пили - все кончилось. Спал хорошо, но было сыро, т.к. спальник за несколько дней уже успел отсыреть. Ночью шел снег.

08.11.2004

Проснулись как всегда. На завтрак доели последние макароны и тушенку. В 8-00 вышли. Сразу выяснилось, что сломался байк Сергея Радолитского: постоянно слетала цепь с ведущей звездочки. Договорились, что он пойдет в Сидорово и попытается эвакуироватсья на какой-нибудь машине. Разделили остатки продуктов и расстались. Снова начал сыпать снежок. Первые километры проходили по высокой местности и дорога радовала. Постепенно местность понижалась и становилось все сырее и сырее. Глубокие лужи и вязкий песок, на протяжении 35 километров, кое-где сменялись более-менее приличной дорогой. Но до поселка Ольеши характер покрытия, а точнее, его отсутствие, оставалось неизменным. На одной из остановок, я обнаружил, что снова расклепалась цепь и все держится на половинке звена. Было решено не терять времени и "пока держит" ехать. Вскоре встретили пьяного тракториста на тракторе. Он был настолько пьян, что видимо, сперва принял нас за трех "белочек". Но потом недоразумение прошло. Он угостил меня сигаретами и пожелал нам удачной дороги. При переезде через узкоколейку обнаружили, что узкоколейки собственно и здесь нет - разобрана. В целом, участок дороги до Ольеши исключительно приятен.

В Ольеши въехали около 13-30, это - довольно крупный поселок с двумя магазинами, трехэтажными кирпичными домами и кусочком асфальта, по которому нам так и не довелось проехать. У магазина мы сделали перекус, узнали что Волховстроевский поезд из Заборья уходит в 16-05, и что до Заборья осталось 27км.

После Ольеши грейдер становится намного лучше. Обед здорово прибавил сил. И с крейсерской скоростью около 20км/ч, мы постепенно приближались к концу нашего путешествия.

Уже перед Заборьем, останавливаемся на санитарную остановку и в этот момент нас догоняет, чудесным образом починившийся Сергей Радолитский. Радости нашей не было предела!

До поезда успеваем переодется, отмыть байки и отогрется у печки в заднии вокзала. В магазине купили товары в дорогу. Попутно я узнал, что все эти три дня мы были не в России, а в Вепсляндии, об этом гласила надпись на стене вокзала.

Электричка пришла почти вовремя. Народу немного, влезли и разместились спокойно. Через 4 часа мы в Волховстрое. Успеваем перебежать в согласованную эл-ку до Питера. Пока ехали, снова пытались узнать у Сереги, что-же он взял для преодоления бродов. Опять безрезультатно. А в начале двенадцатого мы с Эшем уже выходили из поезда на Сортировочной. На платформе встретили Таньку Шишеву, с которой я доехал до пр.Гагарина. Только мы распрощались и она поехала к дому, как цепь выдержавшая 70 км тяжелого грейдера, в очередной раз порвалась. Байк пришлось оставить у друга на Московской, а самому пешком возвращаться домой.

Выводы

Хотя запланированный маршрут пройти не удалось, тем не менее он проходим, если при планировании уделять больше внимания срокам прохождения технически сложных участков. Рекомендуемое время прохождения маршрута - либо лето - начало осени, когда дороги еще остаются сухими, либо после первых серьезных осенних заморозков, когда замерзают лужи и дорога становится менее вязкой. На наш взгляд, оптимальным будет движение по маршруту Заборье - Ольеши - Сидорово - Саньков Бор - Красный Бор и далее на Корвалу. Причем до Красного Бора абсолютно реально доехать за один день.

В итоге сложилось стойкое мнение, что надо лучше учить и готовить матчасть. Наши материальные потери в этом походе были следующими: 1 задняя звездочка, 1 покрышка, 2 камеры, 5 пар колодок, 1 спица, 1 петух, 1 трижды рваная цепь.

Даёшь ТРАНСВЕПС-2!!!


Автор: Sla
Комментарии: serge_g

Фото: Sla