24-25.04.2004 - Водный походец р.Камышевка-р.Гороховка-пос.Советский


Дата: 24-25 апреля 2004 года

Маршрут: рр. Камышевка и Гороховка
Команда: Сергей Гаврилов, Слава Якунин – Свирь
Таня Шишова, Катя Фрадкина – Таймень 2
Сергей и Галя Радолицкие – каждый на одноместной Ласточке
Андрей Турутин и я, Павел Боголюбов – КНБ Вьюн

Километраж: 38 км

24.04.2004

Всё началось без проблем. Мы забросились двумя партиями – мы с Сергеем Гавриловым на газели с вещами, остальная часть группы налегке на электричке.

Собрались довольно быстро, впервые собираемый Вьюн не создал никаких сложностей при сборке, в общем, времени не потеряли. Вышли где-то около двух часов дня.

Камышевка сама по себе представляет извилистую речку, действительно поросшую камышом (кто бы мог подумать?), с берегами иногда болотистыми, иногда лесистыми и высокими.

В общем-то, первый день так и прошел - в петляниях между камышовскими берегами, иногда переходивших в плавание по затопленным лугам. Притирались к веслу, пытались понять, как же это дело плавает, в общем, начало. День оказался примечателен двумя событиями: во-первых, три ублюдка в резиновой лодке в камуфляже и с ружьями, встретившиеся нам по дороге, сначала требовали, чтобы мы полчаса ждали, пока они не знаю что – уплывут? С реки свалят? В общем, они стреляли уток и в общем-то можно было бы их порыв принять за нежелание нас подстрелить ненароком, но если нас заметили, почему был нас было не пропустить? В общем, мы плюнули и поплыли вперед, решив не ждать полчаса. Ублюдки сидели в своей галоше и пока мы проплывали мимо, рассказывали нам про то, что раз у них начался сезон, плавать на байдарке по речкам нельзя, а на плечах надо иметь голову, и т.п.

Второе событие было тоже ничего. Под вечер уже, посовещавшись о том, идти ли нам дальше или искать место для стоянки (прошли 20 км из 38ми), решили, что надо попробовать дойти до первого порога (на отметке 26 км), тем более, что совещание происходило около автомобильного моста, с кучей народу на нем и вообще это была гадкая населенка.

Под мостом была шиверка, почти скрытая водой – небольшие валы, я бы сказал сантиметров по 30-40. Зашли под мост, нас немного покачало, я подумал – ну вот, блин, началось и подумал о том, как хорошо на перекате. За мостом торчали сваи – остатки деревянных опор старого моста. Мы аккуратно обошли всё, что было видно и намылились идти дальше, но вот беда – я одновременно почувствовал, как днище прошло по чему-то под водой и услышал звук вспарываемой тезы.

- Андрюха, - говорю, - мы пропоролись, давай к берегу.
- А к какому?
Вопрос меня слегка озадачил, я немного подумал.
- Давай к правому, - сказал я, а сам понял, что байда стремительно погружается, значит, дыра нехилая и всё, пипец, а я поддувы поленился надуть. – ИЗО ВСЕХ СИЛ!!!
Андрюха стал лопатить веслом, успел сделать два или три гребка, после чего нас накренило и явно собралось кильнуть. До берега оставалось метра два, когда я как-то машинально сказал фразу, ставшую хитом на вечер и следующий день.
- Андрюха, киляемся!

Что это было – команда или констатация факта, трудно сказать, да я и как-то тогда не задумывался. Я тогда вспомнил фразу из какого-то пафосного отчета про Мсту… Что-то вроде «когда уровень воды в байдарке превысил уровень воды в реке, прозвучала команда «покинуть лодку!»…». Но вообще-то, конечно предполагалось, что получив команду киляться, Андрюха как было сказано при инструктаже на берегу, сорвет юбку с очка за срывную стропу, вытащит ноги, грамотно опираясь руками сзади себя об деку, не выпустит весло, а оказавшись в воде, возьмется за обвязку и будет вместе со мной грести к берегу ну или там ожидать, когда начнутся спасработы. В теории всё было так, а на практике как-то по-другому. Ложку Андрюха не выпустил, юбка слетела сама, а вот ноги вроде бы застряли. Или это было потом? Забавно, что когда я отдал эту команду, услышали ее все, а вот когда я поймав-таки обвязку и даже не упустив весло, поднял голову и стал высматривать, кто именно будет меня спасать, рядом никого не оказалось – все были хоть и недалеко, но ниже по течению.

Андрюха, висевший на носу байды (мы шли уже кормой вперед) нащупал ногами камень и мы вылезли на берег. По рассказам очевидцев и самого Андрея, руки у него к тому моменту уже не работали от холода; мне было теплее в неопрене с ног до головы, но все равно я быстро начал остывать на ветру и мы стали срочно переодеваться. Подбежали ребята, дали коньяку, помогли переодеться. Перевернули лодку. Точно, брюхо вспорото вдоль кильсона, мимо пролейки, дырень метр длиной - еще бы оно не затонуло! Видимо, налетели на опору с гвоздем или другой железкой.

Решение было в общем-то очевидно – надо вставать: заклеиться и уйти дальше уже не успеем, а километраж уже позволяет встать. Переправились на противоположный берег, лесистый и закрытый от посторонних глаз. Дальше была сплошная рутина – пили водку, орали (я лично) песни, готовили ужин, если, шили и клеили байдарку. Ночью было холодно, особенно в не застегнутом по пьяни спальнике.

25.04.2004

Дежурные – мы с Серегой Гавриловым – встали в семь утра. Остальных подняли около восьми, потом завтракали, собирались, проверяли заклеенную байдарку и в результате вышли что-то около 11-ти, если я не ошибаюсь.

Примерно через час подошли к первому порожку – несколько камней в русле, немного слалома по основной струе и выход на спокойную воду. После этого – чалка на ПБ для просмотра следующего порога – слева гряда камней, справа большой обливняк, между ними язык слива ок. метра с бочечкой и дальше с валами. Слева, за грядой, большое улово. Дальше валы, один – прямо как иллюстрация из книжки про пульсирующие пирамидальные валы. В общем, всё понятно – по главной струе, и мы в дамках. Пошел Сергей Радолицкий на Ласточке, потом Таймень (собрал вообще всё, что можно было – и обливняк, и еще какую-то мелочь внизу, но всё сошло им с рук!), Свирь как шел, я не видел (уже ушел к лодке садиться), но тоже прошел.

Дальше пошли мы. Зашли грязновато – попали под ветки нависшего на входе дерева, пока отмахивались, уже всё началось, а потом всё вроде как и кончилось – нас поставило лагом и моментально положило. Задним числом я попытался понять, что произошло, и склонен полагать, что гребанул сильновато слева, надо было слегка притабанить справа, но это я потом понял, что на Вьюне с гребками на валах надо быть осторожным…

В общем, плывем мы с Андрюхой с байдой в обнимку… То его животом об камень приложит, то меня ногой… красота. Ниже ребята ложку вылавливают. Как мы на берег вылезли – у меня не отложилось. То ли нас прибуксировали, то ли сами доползли. Пока отливались и переодевались, Галя прошла порог – без особых проблем. Ладно, поехали дальше.

Речка уже спокойная, хотя течение сильное. Метрах в ста ниже по течению через всю реку – поваленная береза, низко, пройти можно только справа. Мы аккуратно подплываем за Свирем, с ювелирной точностью попадаем туда, куда нам не надо – туда, где мы не пройдем, я уже открываю рот, чтобы процитировать Андрюхе абзац про навал на препятствие, но не успеваю, поскольку нас разворачивает и с обидной непринужденностью кладет, при этом я некоторое время пытаюсь держать лодку ногами (зачем?), упираясь левым плечом в бревно – на бицепсе у меня от этого образовался синяк с ладонь размером, но лодку крутит кормой вперед и я решаю, что лучше буду держаться за лодку, чем за бревно. Бревно бросаю.

Картина маслом, в порядке вверх по течению: я на обвязке вишу, дальше байда, выше – Андрюха ногами держится за байду, а руками за бревно. Рядом из Тайменя Таня дает советы, а Катя пользуется тем, что она отвлеклась и пускает весла по течению. В общем, Андрюхе это надоело, и он дал нам с байдой поплавать. В принципе, я б так мог долго плыть. Течение хорошее, я аккурат посередине, ниже ребята ловят ложку, до меня дела никому нет. Я так поплавал, потом решил, что хватит и потихоньку выплыл к левому берегу. Подошел Сергей Радолицкий, помог отлиться (или справедливости ради стоит сказать, отлил лодку за меня, а я стоял в воде рядом и не давал ей слишком далеко уплыть). Потом траверсом на правый берег, где был Андрюха, выбравшийся на берег по бревну. Следующий порожек – по-моему, просто череда валов. Мы немного по нему проплыли, потом нас почему-то занесло в улово, где мы засели и стали думать, что ж делать-то. Выходить из улова на сбойку струй не хотелось – скорее всего это означало верный киль. В итоге я вылез в воду, оттащил между камнями лодку к берегу, где мы ее пронесли через остаток порога. Следующий порог прошли чисто. Но вот что в нем было? Не помню. Помню, что я уже стал только табанить и мне всё сошло с рук. Еще, отгребались от чего-то, но что это было – не помню.

Потом была пара перекатов, ну и в конце концов – кульминация - порог под автомобильным мостом. Косой слив из-под правого берега, дальше порог делится на две протоки – широкую левую, за которой много спокойной воды, и более узкую правую, непроходимую из-за бревна в ней, но очень привлекательную. Между протоками – завал: огромная куча разного дерева – веток, бревен, каких-то деревянных деталей и т.п., главное – фильтрующее через себя воду, а значит, есть все шансы там оказаться. Бррр.

Прошли Свирь и обе Ласточки, потом пошел Таймень и сел на завал. Все живы, всех сняли. Пошли мы. Из-под правого берега попытались прострелить в левую протоку, в суводь, но не получилось и мы носом влетели на завал, нас развернуло, но почему-то килять не стало – видимо, надоело. При этом Андрей весло просто отправил плавать, а мое оказалось волею судеб лопатой под водой и потоком у меня его вырвало и занесло под завал – я даже ахнуть не успел, как оно исчезло.

Мы вылезли на завал, подумали немного и стали снимать байду, попутно еще думая, что ж делать с веслами – одно поймали, второе под завалом, запаски нет. В итоге решили, что Катя обойдется без весла, и весло уже даже передали мне, но тут Сергей Радолицкий засунул руку пол локоть в воду, и – о чудо! – достал наше весло! Благодарности моей не было предела.

Дальше всё было уже просто. Встретилась пара перекатов, но ни порогов, ни шивер до самого моста на Приморском шоссе уже не было, а речка в общем-то стала скучноватой – широкая, течет себе в полях.

Вылезли около моста на правом берегу, приготовили ужин, разобрали и упаковали лодки, стали выносить вещи к шоссе – на дизель в Выборг мы уже не успели, оставалось одно – ловить автотранспорт, иначе кирдык.

Небо над нами смилостивилось. Когда почти все вещи были принесены к шоссе, вдалеке завиднелся автобус. Голосуем – он останавливается. Полупустой коммерческий автобус! И он даже подождал наших, которые похватав оставшиеся вещи, чесанули бегом через поле к дороге. Полчаса – и мы в Выборге. Пока спорили, ехать ли на буржуйской электричке или на обычной, буржуйскую отменили. Вопрос отпал.

Еще 3 часа – и мы на финбане.


Автор: Петрович